Гегель (Георг Вильгельм Фридрих)

Немецкий философ

Гегель (Георг Вильгельм Фридрих)

Родился: 1770 г. Умер: 1831 г.

ДОМИНАНТА ОРИГИНАЛЬНОСТИ:

  • История философии должна быть сравниваемая в своём результате не с галереей заблуждений человеческого духа, а скорее с пантеоном божественных образов, которые суть различные ступени идеи, как они выступают друг за другом в диалектическом развитии.
  • Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены.

Мысли

Есть какое-то великое упрямство, упрямство, которое делает честь человеку, в решении не признавать никакого нравственного убеждения, пока оно не получит оправдания посредством мысли.

    Разум без рассудка — это ничто, а рассудок и без разума — нечто.

      Люди, обладающие глубоким умом и блестящим воображением, часто оказываются плохими игроками — и не просто потому, что игра их не интересует, а потому, что их способность суждения не столь натренирована в применении правил в повседневной жизни.

        Страх впасть в заблуждение из-за своей активности — удобство и спутник заблуждения, проистекающего от абсолютной активности.

          В наше время мы должны неустанно напоминать, что человек отличается от животного именно тем, что он мыслит.

            Суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением; цель сама по себе есть безжизненное всеобщее, подобно тому как тенденция есть простое влечение, которое не претворилось еще в действительность; а голый результат есть труп, оставивший позади себя тенденцию.
              Изучить — значит понять правильность того, что думали другие. Но нельзя познать вещи, если изначально исходить из их ложности.
              Дураки на ошибках учатся, а люди неглупые вопреки всем своим ошибкам не умнеют.
              Вера — это тоже знание, только в своеобразной форме.
              Просвещение рассудка делает человека умнее, но не делает его лучше. Хотя добродетель и выводят из мудрости, хотя и подсчитывают, что без добродетели человек не сможет стать счастливым, все же такой расчет слишком изворотлив и слишком холоден, чтобы быть действенным в момент совершения поступка, чтобы вообще иметь влияние на жизнь.
              Действие является самым ясным и выразительным раскрытием человека. Что человек делает, таков он и есть.
              Людям вообще трудно возвыситься до такого состояния, при котором необходимость познания и мышления становится привычкой. Между событиями и свободным их восприятием они ведь ставят множество понятий и целей, требуя, чтобы все происходящее было соразмерно им. И если, что вполне естественно, обычно все происходит по-иному, они чванятся своими понятиями, будто именно в них заключена необходимость, а все происходящее — лишь результат случайности.
              Кто мыслит абстрактно? — Необразованный человек, а вовсе не просвещенный. «Мыслить абстрактно» — это видеть в убийце только одно абстрактное — что он убийца, называнием такого качества уничтожать в нем все остальное, что составляет человеческое существо.
                Счастлив тот, кто устроил свое существование так, что оно соответствует особенностям его характера.
                  Подлинное сострадание есть сопереживание нравственной оправданности страдающего.
                    Из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является правдивость в словах и делах.
                      Кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно.
                        Человек есть столь многосторонняя вещь, что из него можно делать все; у столь разнообразно переплетенной ткани его чувств так много разных концов, что можно цепляться за разные — не за один, так за другой.
                          Свобода, которая не имела бы внутри себя никакой необходимости, и одна лишь необходимость без свободы суть абстрактные и, следовательно, неистинные определения. Свобода существенно конкретна, вечным образом определена внутри себя и, следовательно, вместе с тем необходима.
                            Лучшее облегчение боли в том, чтобы ее выкричать, высказать ее целиком. Выражение делает боль объективной и восстанавливает равновесие между тем, что только и существует субъективно, и объективным, в боли не существующем. Только в выражении она осознается, а то, что осознается, потом уходит.
                              Разумным образом можно ставить своим интересом лишь то, чего можешь добиться своей собственной деятельностью. Далее, если человек, испытывая превратности судьбы, теряет терпение, значит, свои собственные интересы считает самым важным делом, чем-то таким, к чему, по его мнению, должны приноравливаться и люди, и обстоятельства.
                                Нравственность — это разум воли.
                                  Применительно к нравственности единственно истинны только следующие слова мудрецов древности: быть нравственным — означает жить согласна нравам своей страны.
                                    Совесть в отличие от законов бесправна в государстве; ведь если человек взывает к своей совести, то у одного может быть одна совесть, а у другого — другая. Чтобы совесть была правой, необходимо, чтобы то, что она признает правым, было таковым объективно.
                                      Нравственность должна выступать в форме красоты.
                                        Благоразумие состоит в том, чтобы не разрушать расположения других и сохранять его ради его самого.
                                          Правда бывает сказана к месту и ко времени, когда она служит осуществлению дела.
                                            Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
                                              По отношению к своим друзьям необходимо быть как можно менее тягостным. Деликатнее всего — не требовать от своих друзей никаких услуг.
                                                Истинную вежливость необходимо рассматривать именно как долг, ибо мм вообще должны питать благосклонность к другим.
                                                  Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признает вели¬кое и возвышенное и радуется, что оно есть.
                                                    Применительно к воспитанию — единственно правилен ответ пифагорейца на вопрос некоего человека — какое воспитание было бы наилучшим для его сына? Ответ этот гласит: «Если ты сделаешь его гражданином народа, имеющего наилучшую организацию».
                                                      Не то, что есть вызывает в нас чувство нетерпения и страдания, а то, что оно не таково, каким оно должно быть.
                                                        Идеалом является всякая действительность в своей наивысшей истине.
                                                          Одним из основных определений принципа чести является то, что ни-кто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.
                                                            Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя.
                                                              Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление — это корень его жизни, его бессмертия.
                                                                Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.
                                                                  Человек вынужден бороться с необходимостью, установленной природой. Его нравственный долг — завоевать самостоятельность посредством своей деятельности и рассудка.
                                                                    Только через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе великий характер, делающий его маяком для других.
                                                                      Насколько необходимо, чтобы силой воли обладал тот, кто упорен в достижении разумной цели, настолько же отвратительно упрямство.
                                                                        Неблагородно не говорить правды, когда уместно ее сказать, ибо это унижает и самого себя, и других. Однако следует также не говорить правду если к этому не имеют призвания или права.
                                                                          Судьба народа, стремительно приближающегося к политическому упадку, может быть предотвращена только гением.
                                                                            Если вопрос: что есть истина, заданный логике и получивший ее ответ, составляет для Канта «смешную картину того, как один доит козла, а другой подставляет решето», то вопрос: что есть право и обязанность, заданный практическому разуму и получивший его ответ, разделяет судьбу первого.
                                                                              Смотреть следует глазами духа, ибо телесными глазами это невозможно — ведать истину.

                                                                                Я знаю много прекрасных наук, но науки, прекраснее философии, не знаю.

                                                                                  Советую прочитать:  Хазрат Инайят Хан


                                                                                  Похожие статьи: