Суфийские мудрецы о любви

Суфийские мудрецы  о любвиСуфии представляют собой древнее духовное братство, происхождение которого никогда не было установлено или датировано. Несмотря на то, что суфиев считают мусульманской сектой, их можно встретить в любой религии. Они называют ислам «оболочкой» суфизма только потому, что считают суфизм тайным учением всех религий.

Суфизм приобрёл восточный оттенок, так как он очень долгое время существовал в рамках ислама, но настоящего суфия можно встретить и на Западе и на Востоке, он может быть крестьянином, военным, учителем, юристом, домохозяйкой и вообще кем угодно. «Быть в миру, но не от мира», быть свободным от честолюбия, алчности, интеллектуальной спеси, слепого повиновения обычаю или благоговейного страха перед вышестоящими лицами – вот идеал суфия. «Суфий — это влюбленный в Истину, тот, кто посредством Любви и Преданности ( к Богу) движется к Истине и Совершенству».

Существует несколько гипотез возникновения термина «суфи». Самая распространённая – термин «суфи» происходит от арабского слова «суф» — «шерсть», так как люди, занимающиеся такой духовной практикой, носили одежды (плащи) из шерсти.

Другие считают, что слово «суфи» происходит от греческого «софия» — «мудрость».

Третьи говорят, что суфии были племенем, которое находилось в Каабе (место паломничества мусульман). Они занимались очищением священного места и по своему образу жизни были близки к сподвижникам Мухаммада.

Ещё одна гипотеза гласит, что «суфи» происходит от арабского слова «суфа» — «возвышенное каменное место, каменный выступ», где собирались сподвижники и друзья Мухаммада.

Величайшие мудрецы суфизма в рукописях и книгах щедро поделились с современниками и оставили в назидание потомкам свои сокровенные мысли, афоризмы, четверостишия, притчи и стихотворения о смысле жизни, Пути, нравственных качествах людей, опыте познания, прозрениях. То, что было когда-то сказано или написано суфиями о Любви, также характеризует уникальность и одновременно универсальность этого мистического течения в исламе.
Унсури (970/80 — 1039) — персидский поэт.Когда в любовь закрадывается сомнение,
Не подавить его, если даже засыпать камнями.
Ал-Ансари ал-Харави (1006 -1089) – известный суфий-ханбалит.Настоящая любовь не имеет ничего общего с человеческой природой потому, что это птица, которая гнездится в вечности. В ней (любви) беспомощны рассудочность науки, любопытство природы, представление памяти и расчётливость ума. В ней есть боль и горение, есть страдание и радость.
Омар Хайям (1048 – 1122) –
персидский поэт, математик и философ.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.


О, не растите деревья печали…
Ищите мудрость в солнечном начале:
Ласкайте милых и вино любите!
Ведь не навек нас с жизнью обвенчали.

Ал-Хамадани (1048/9 – 1138) –
проповедник, паломник.

Могучая любовь имеет такую силу, что, когда она проникает в душу, она доставляет возлюбленного к возлюбленному… Любовь – огонь, а влюблённый – бабочка. Огонь любви придаёт ей силу и вскармливает её… В этом страстном желании она бросается в пламя свечи, которое суть возлюбленный, и вместе с ним начинает гореть, пока вся не превращается в свечу и огонь, и не остаётся ни бабочки, ни любви.


Для ищущих все пути, ведущие к Богу, допустимы. Любовь приводит человека к Богу. Значит, любовь в этом смысле является единственным путём единения с Богом.


Жаль, что религиозные и светские занятия не позволяют, чтобы вечная любовь стала дорожным багажом в пути, а не пустой формой.

Жизнь познаётся только в любви, а без любви найдёшь лишь только смерть.

Только тот человек может идти по пути любви, кто отрешится от себя, от мира сего и сделает себя жертвой этой любви.

Ал-Газали (1058 – 1111) —
крупнейший теолог и философ.

Если кто-то любит кого-то потому, что это доставляет ему удовольствие, не следует считать, что он любит этого человека. Такая любовь на самом деле, хотя это и не осознаётся, направлена на получение удовольствия. Источник удовольствия является второстепенным объектом внимания и замечается только потому, что восприятие удовольствия ещё не настолько хорошо развито, чтобы подлинное чувство могло быть признано и описано.


Любовь может быть только результатом познания, так как человек любит лишь то, что знает.


Радость, страх и тоска являются результатом любви.

Санои ( 1070 -1140) —
персидский поэт.
Для мужчины любовь является венцом, она лучше всяких ремёсел; любовь не связана с разумом и её причины – ни добро, ни зло. Совершенных в разуме найдёшь много, но совершенных в любви встречаешь мало.
Аттар (1148/51 – 1220) —
знаменитый персидский поэт-мистик.

Любовь влюблённого – огонь, разум –дым.
Когда придёт любовь, разум покидает влюблённого.
Разум несведущ в делах любви,
Любовь не есть дело врождённого разума.


Истинный любовник находит свет, лишь тогда, подобно свече, становится горючим, расходуя самого себя.


Отрекись от неверия, религии, от добра и зла, от науки и практики, ибо за их пределами существует значительное число ступеней совершенства. Если ты достигнешь хотя бы на миг ступени любви, то станет для тебя очевидным, что кроме любви есть суеверие.
Ибн ал-Фарид (1181 -1235) –
крупнейший арабский поэт-мистик.

Обыкновенный влюблённый поклоняется вторичному явлению. Я люблю Реальность.


Моя обязанность – вернуть долг Любви. Я свободно и с готовностью принимаю всякую ношу, возлагаемую на мои плечи. Любовь подобна любви влюблённых, с той разницей, что вместо любви к феноменам моя любовь – к Сущности. Такая моя религия, таков долг, такова вера. Назначение человеческой любви – явить любовь возвышенную, истинную. Именно эта любовь является созидательной. При той, другой, человек теряет осознание себя.


Знай, что любовь имеет три разряда : природная любовь, цель которой – соединение в животной душе; духовная любовь, цель которой – соединение с возлюбленной и слияние с любимой Истиной; божественная любовь – это любовь Бога к рабу Своему и любовь раба к своему Господу.

Ибн ал-‘Араби (1165 -1240) –
крупнейший мусульманский философ-мистик, создатель учения о «единстве и единственности бытия».

Не ум, а сердце любит, и ему
Понятно непонятное уму.


Но у Любви нет целей. Не убей
Свою Любовь, прицел наметив ей.
Она сама – вся цель своя и суть,
К себе самой вовнутрь ведущий путь.
А если нет, то в тот желанный миг,
Когда ты цели наконец достиг,
Любовь уйдёт внезапно, как порыв,
Слияние в разлуку превратив.
Будь счастлив тем, что ты живёшь, любя.
Любовь высоко вознесла тебя.
Ты стал главою всех существ живых
Лишь потому, что сердце любит их.
Для любящих – племён и званий нет.
Влюблённый ближе к небу, чем аскет
И чем мудрец, что, знаньем нагружён,
Хранит ревниво груз былых времён.
Сними с него его бесценный хлам,
И он не много весить будет сам.

Саади Ширазский (1184 – 1292) –
персидский писатель и мыслитель.
О, муж любви, иди своей тропой,
Чуждайся блеска роскоши людской!
Иди путём любви! Душой беспечен,
Пусть ты погибнешь – дух твой будет вечен.
Ведь из зерна и злак не прорастёт,
Когда само зерно не пропадёт.
Тогда лишь сможешь Истины добиться,
Коль от себя сумеешь отрешиться.
И знай – ты Истины не обретёшь,
Пока в самозабвенье не впадёшь.
Как музыка, поют шаги верблюд,
Когда тебе любви открыто чудо.
И тайну в крыльях мухи не узришь,
Когда ты страстью чистою горишь.
Руми (1207 -1273) –
знаменитый персидский мистик и поэт, основатель и руководитель суфийского братства маулавийа.

Любовь честна, и потому она
Для исцеленья душ дана.
Вернее Эфлатуна и Лукмана
Она врачует дух и лечит раны.
Её дыхание земную плоть
Возносит в небо, где царит Господь.
Любовью движим, и Муса из дали
Принёс и грешным людям дал скрижали.
Любовь способна даровать нам речь,
Заставить петь и немоте обречь.
Со слухом друга ты свои уста
Соедини, чтоб песнь была чиста.
Кого навеки покидает друг,
Тот, как не голосит, смолкает вдруг.
Хотя напевов знает он немало,
Нем соловей в саду, где роз не стало.
Влюблённый – прах, но излучает свет
Невидимый его любви предмет.
И всякий, светом тем не озарённый,
Как бедный сокол, крыл своих лишённый.
Темно вокруг и холодно в груди, —
Как знать, что позади, что впереди?


Для Истины иного нет зерцала –
Лишь сердце, что любовью воспылало.
А нет там отраженья – поспеши,
Очисти зеркало своей души.


Где бы ты ни был и в каком бы состоянии ни находился, всегда старайся быть влюблённым.


Целью этого мира является человек, а целью человека – это мгновение, целью тела является обретение духа, а целью духа – регулирование чувств. Целью же регулирования чувств и органов являются совершенствование сердца, а целью сердца является возлюбленная.

Убайд Закони (1270 -1370) –
персидский сатирик.
Мужчина должен давать и брать, ибо истинный порядок покоится на обмене, и тогда его можно будет назвать великим и вдвойне щедрым.
Накшбанд (1318 – 1389) –
крупнейший представитель среднеазиатского суфизма XIV в.
Сердце –возлюбленному, рука –делу.
Хафиз (1325 – 1389/90) –
персидский поэт.

Если меж пальцев ушли наслажденья – значит, ушли.
Если могли мы терпеть униженья – значит, могли.
Если гнетёт нас любви тирания – значит, гнетёт.
Если насквозь нас прожгли вожделенья — значит, прожгли.
Если терпенье – значит, терпенье, стойкость в любовной игре!
Если снесли мы такие мученья – значит, снесли.


Любовь – как море. Не боясь, плыви.
Спасёт Аллах достойного любви.


Бессмертье – награда тому, кто воистину любит.


Не заблужденье ли – искать спокойствие в любви?


Любовь – животворная сила
Для добрых и чистых сердец.


Для верности в мире нет места;
К обманам его будь готов.
Знай: мир наш – старуха-невеста
С несчётной толпой женихов.
Магриби (ум. В 1406 г.)Начало и конец мира есть любовь.
Анвар ал-Касими (ум. В 1434 г.) –
персидский и азербайджанский поэт.

Разум возникает от величия Бога, любовь –
от безумия и страсти.
О, Господи, каково излечение от этого недуга?
Разум – в размышлении, любовь – в смятении,
Разум – в стремлении, любовь – в поисках дружбы…
Разум – в радении, любовь – в возвышении.
Разум ищет опоры, любовь – возвращения к первооснове,
Разум ищет достижения высшего знания,
любовь – высшего друга.


Не слушай слов внешнего разума, коль имеешь путеводителя в лице любви.


С разумом не говорите о спокойствии, у любви не спрашивайте о жизни и богатстве.


Кто слышал и видел любовь, целомудрие и нравственную чистоту?
Это – совершенство, которое восходит из твоей сущности.


Не влюблённый тот, кто не стал пленником горя,
Не предан тот, кто не натолкнулся на меч несчастья.


Любовь – это огонь, который сжигает, разум –
опьянён и удивлён.
Душа между ними двумя осуждена и несчастна.


Разум сказал: «Я – источник бытия».
Пришла любовь и сказала: «Я – основа бытия».

Обычная человеческая любовь способна возвысить человека до переживания истинной любви.

Там, где любовь являет дивный лик,
Имеет доказательства язык.


Любовь есть роза на житейском поле,
Есть мост над морем призрачной юдоли.
Тот, кто любовь не принял всей душой,
Среди людей проходит, как чужой.


Не знает сердце радости и света,
Когда оно любовью не согрето.
Своим томлением поглощено,
Земных забот не ведает оно.
Пусть превратится мир в сплошное море,
Где волнами вскипают скорбь и горе,-
То сердце даже не замочит вал,
Который на земле забушевал.
Пусть превратится мир в кипучий праздник,
В источник смеха, в самый лучший праздник,-
Что сердцу скорбному весёлый пир?
Оно не слышит, как ликует мир!

И чьё сердце любовью к красе воспылало,
Тот и сам – как подобное солнцу зерцало.


Для того, в ком любовь – совершенству порукой,
Безразлично равны единенье с разлукой.


Кто в любви не горит, значит, он – не влюблённый,
Тот не любит, в ком нету души опалённой.
Для влюблённого радость – в любви себя сжечь,
Но любви не обучит и мудрая речь.


Одержимым любовью даруется пламя,
Им дано над свечою порхать мотыльками.

Хамза Фансури (XVI – XVII) –
малайский поэт.
Влюблённого узнаешь по тому, что он не страшится смерти… И он не страшится тигров, которых страшится разумный… ни слонов, ни змей, ни пламени.
Идрис Шах (1924 — 1996) — писатель и учёный афганского происхождения, странствующий философ.Любовь бывает не только различной интенсивности, но она имеет различные уровни. Человек, считающий, что любовь означает только то, что он чувствовал до сих пор, тем самым лишает себя всякой возможности испытать когда-либо подлинную любовь. Но тот, кто действительно испытал подлинную любовь, никогда не придёт к такому ошибочному заключению, что она совпадает с физической любовью или любовью-привязанностью.
Советую прочитать:  Милый, давай поговорим…


Похожие статьи: