Разновидности любви

Разновидности любви
Пожалуй, не найти на Земле человека, который хотя бы раз в жизни не произнёс простых, но самых лучших слов, придуманных ещё в древности: «Я люблю тебя!» Однако что каждый из нас вкладывает в это ёмкое и многогранное понятие – любовь? Что подразумевает наша любовь на самом деле? Что является её движущей силой?

Люди чаще всего выделяют следующие формы названного чувства: первая и поздняя любовь, взаимная и безответная, физическая и платоническая, счастливая и несчастная. Но такие характеристики указывают лишь на возраст и период жизни человека, на успешность взаимодействия партнёров, на накал страсти к объекту либо обозначают итог отношений, совсем не отражая при этом сути явления.

Древние греки, подходя к вопросу философски, выделяли четыре разновидности любви.
1. Филия – братская любовь, солидарность, единство. Мания, склонность к разнообразным «вещам» (отсюда и … филия – часть таких сложных слов, как гидрофилия, клептофилия, зоофилия и др.).
Это любовь к родителям, к детям, любовь к Родине, любовь к товарищам (дружба), любовь к познанию.
Именно, о такой разновидности любовных переживаний говорил в ХХ веке французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери: « Любить — это значит взирать не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении».
2. Сторге – материнская любовь, семейная любовь-привязанность.
3. Эрос – отношения между мужчиной и женщиной. Вы можете заказать пиццу здесь и провести время вместе, но это нечто больше. Эрос (Эрот) – мифическое божество любви у эллинов. Гомер считал его силой, влекущей друг к другу богов и людей противоположного пола, одной из основных сил мироздания. Е. П. Блаватская в своём теософском словаре даёт следующее толкование: «Гесиод делает из бога Эроса третье лицо эллинской первоначальной Троицы, состоящей из Урана, Геи и Эроса. Это олицетворённая порождающая Сила в природе в её абстрактном смысле, движитель «сотворения» и порождения. Экзотерически мифология делает из Эроса бога страстного животного желания, — отсюда и термин эротический.»
Это любовь ревнивая, жадная, стремящаяся к полному обладанию, ненасытная, нередко потребительская. Если чувства одного не находят отклика в сердце другого, безумие или трагедия становятся неизбежны. Примеров тому сотни тысяч и в повседневной жизни, и во всемирной истории, и в литературе от античности до современности.
Так, например, английский поэт и драматург к. XVI – н. XVII века У. Шекспир в одном из своих сонетов точно подметил состояние любящего, всецело одержимого эросом:
Любовь — недуг. Моя душа больна
Томительной, неутолимой жаждой.
Того же яда требует она,
Который отравил её однажды.
А. Шопенгауэр (философ-иррационалист ХIХ века) со свойственной немцам дотошностью констатирует: «Любовь – большая помеха в жизни. С её помощью заполняются тюрьмы и дома для умалишённых. Хроника любовных страстей легко прослеживается в протоколах комиссара полиции».
Такая любовь требует для себя достойного объекта (идеала), потому что всегда обусловлена. Её цель: привести человека в соответствие с каким-то своим образом, не изменяя его на самом деле.
4. Агапэ – божественная любовь. Ранние христиане отмечали агапы — празднества в знак симпатии, братской любви и взаимного благожелательства.
Любовь абсолютная, дающая, лишённая всяческого эгоизма, способная на самопожертвование. Растворение любящего в заботах о любимом. Не ищет ценного объекта, а сама делает свой предмет достойным. Созидательная любовь, изменяет человека к лучшему, делает его таким, каким он должен быть по замыслу Творца. Не привязана к каким-либо качествам ближнего, принимает его целиком. Такая любовь не ставит никаких условий и ограничений – она бескорыстна. Цель: сделать всё возможное, а порой и невозможное, для счастья возлюбленного даже ценой забвения собственных интересов, ценой своей жизни. Она не может по определению быть несчастной, ибо это восторг человеческой души. Над агапэ не властны ни люди, ни время, ни пространство, ни даже смерть.
Именно такую любовь имел в виду Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам (54-57 г.г. н.э.): «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
Данный вид любви встречается крайне редко. По данным мировой статистики, лишь 5% жителей Земли способны испытывать агапэ и подняться до подобных высот чувств и эмоций, так как она является даже не даром небес, а генетической предрасположенностью.
Интересно, что древнегреческая классификация разновидностей любви в н. ХIX века нашла своё отражение в творчестве французского писателя и мыслителя Стендаля. В своём психологическом трактате «О любви» (1822 г.) этот теоретик человеческих страстей писал (привожу отрывок из книги П.С. Таранова «Мудрость трёх тысячелетий», М.: ООО «Издательство АСТ», 1997):
«Есть четыре рода любви:
1) любовь — страсть… ;
2) любовь — влечение… В то время как любовь-страсть заставляет нас жертвовать всеми нашими интересами, любовь-влечение всегда умеет приноравливаться к ним;
3) физическая любовь… Какой бы сухой и несчастный характер ни был у человека, в шестнадцать лет он начинает с этого;
4) любовь – тщеславие… Покинутый испытывает укол самолюбия и грусть; образы, встающие из романов, волнуют его, и он воображает себя влюблённым и тоскующим, ибо тщеславие жаждет казаться великой страстью…»
Какую бы разновидность влечения мы ни переживали, одобряли или опровергали любые попытки систематизации чувств, а может быть, и выстраивали собственные теории, всё равно трудно не согласиться со Стендалем в том, что «всякая любовь, которую случается наблюдать на земле, рождается, живёт и умирает или возвышается до бессмертия, следуя одним и тем же законам».


Похожие статьи: