Толанд Джон
Английский философ
Родился: 30.11.1670 г. Умер: 11.03.1722 г.
ДОМИНАНТА ОРИГИНАЛЬНОСТИ:
- Открывание истины грозит ей презрением.
- Поскольку вероятность не является знанием, я изгоняю все гипотезы из своей философии.
Мысли
Я скромный истолкователь бога и природы.
Суеверие и атеизм — это Сцилла и Харибда. И если отдавать чему предпочтение, то, наверное, все же истинной религии, которая находится посередине между этими двумя крайностями.
Тотчас после рождения нас вручают кормилицам, невежественным женщинам самого низкого рода, которые вместе со своим молоком передают нам свои заблуждения.
Затем нас посылают в школу, куда все дети являются одинаково отравленные суевериями… и то, что можно скрыть от ребенка в разумной семье, он наверняка услышит в школе, где собрано вместе множество детей.
Мы становимся немногим умнее, но гораздо тщеславнее и самонадеяннее в университетах, где едва ли можно научиться чему-нибудь, кроме вещей которые всякий должен забыть как можно скорее.
Университет — самый обильный рассадник предрассудков, наибольший из которых заключается в том, что мы воображаем, будто научаемся там всему, тогда как на деле не узнаём ничего. Мы только с великой самоуверенностью повторяем затверженные нами положения сомнительных систем, а когда кто-нибудь их оспаривает, мы не можем найти ни одного нового слова, ни одного довода, который удовлетворил бы нашего противника или нас самих. Но мы утешаем себя тем, что знаем столько же, сколько наши учителя, которые любят выражаться на варварском жаргоне, лишенном обычно всякого смысла.
Главное же искусство, при помощи которого нынче достигают научных степеней, — это умение говорить об обыкновенных вещах весьма необыкновенными словами.
Мы часто переносим ненависть к лицам на их мнения и не менее часто — ненависть к мнениям на лица.
Очень немногие способны примириться с мыслью о конце своей жизни, и большинство людей скорее предпочтут быть несчастными, чем не существовать вовсе.
Самые простые вещи в мире были величайшими загадками для многих поколений; и мы знаем, что весьма трудно найти что-нибудь там, где никому не приходит в голову искать.
Каждое существо живет разрушением другого.
Одно дело — знать истину и другое дело — сообщать ее другим.
Платон изгонял из своего идеального государства Гомера, справедливо полагая, что в изображении Гомером жизни богов, люди не столько уверовали в последних, сколько искали, в образе их жизни оправданий своему поведению.
Люди, особенно в наше время, больше всего шумят о том, что они, по их собственному откровенному признанию, менее всего понимают.
Если для одних вы будете ортодоксом, то для других — еретиком.
Чем древнее ложь, тем опаснее. Значит, она глубоко пустила корни…
Опыт учит, что многочисленность противников отнюдь ничего не доказывает, когда речь идет об истинности тех или иных положений.
Человечество во все времена одно и то же.