Тибет — страна тайн

Тибет - страна тайн

Страной тайн называли еще недавно Тибет — государство, располагавшееся в самом сердце Центральной Азии. Окруженный почти неприступными горными массивами, он манил к себе любознательных. Начиная с XIV века, когда в Тибет удалось проникнуть первому европейцу — монаху Одорику из Порденоне, смельчаки по одиночке или организуя экспедиции отправлялись в трудный путь. Мало кому удавалось достичь таинственной страны. Сама природа, казалось, позаботилась укрыть и оградить ее от пришельцев.

Дошедшие до наших дней замки правителей страны возводились на неприступных вершинах. Их сторожевые башни и высокие стены с бойницами являются немыми свидетелями частых войн и кровавых междоусобиц. Жилища простых людей, сохранившиеся в неизменности до середины XX века, также напоминают крепости. Стены, сложенные из грубо отесанных камней или гранитных плит, в нижних этажах были лишены окон. Их профиль имел небольшой наклон к центру здания, что придавало постройкам дополнительную прочность на случай землетрясения.

За стенами первого этажа заключался четырехугольник внутреннего двора. Сообщение между жилыми верхними этажами осуществлялось посредством приставных деревянных лестниц или бревен с перекладинами или зарубками, заменявшими ступени. При малейшей опасности их втягивали на верхние этажи, становившиеся неприступными.

Веками накопленные традиции, отработанные строительные приемы и архитектурные решения нашли свое воплощение при возведении дворцов и резиденций правителей. В VI—VII веках Тибет устанавливает экономические и культурные связи с Индией, Китаем, Непалом, степными народами Центральной Азии. Государственной религией в стране объявляется буддизм, пришедший в страну из Индии и Непала вместе с приглашенными царем Сронцзангампо (569—650 годы н. э.) проповедниками, учеными, художниками и купцами. Тогда же начинается строительство столицы страны — Лхасы, название которой значит «обитель» или «земля богов». Там при Сронцзангампо стали возводить храмы для привезенных невестами царя священных изображений будды — Большого и Малого Джу. Вокруг них впоследствии выстроили обширные жилые кварталы, храмы и монастыри.

В километре к западу от города, на вершине скалы Марпо-ри — «Красная гора»,— был возведен царский дворец «Побран-мар-по»—«Красный дворец», названный так из-за цвета своих стен. На протяжении веков дворец не раз перестраивался, а в 1645 году начались работы по сооружению на Марпо-ри гигантского архитектурного комплекса, объединившего все ранее выстроенные дворцы и храмы. Легенда рассказывает, что для ускорения работы глава буддистов Тибета — V далай-лама, чья резиденция должна была находиться в этом сооружении, лично наблюдал за строительством. Когда же далай-лама скончался, его окружение в течение шестнадцати лет скрывало этот факт, чтобы работы не прерывались.

Дворцовый комплекс Потала. Лхаса.

Дворцовый комплекс Потала. Лхаса.

О грандиозности комплекса, получившего название Потала, говорят несколько цифр: тринадцать его этажей поднимаются на восьмидесятитрехметровую высоту, а весь он возвышается над Лхасой на сто пятьдесят метров. Три лестницы, ведущие к дворцу, насчитывают 1000 ступеней каждая. Стены по направлению гранитных устоев скалы имеют наклон к центру, создавая иллюзию устремленности ввысь.

Советую прочитать:  Боги, построившие Мачу-Пикчу, обещали вернуться

В комплексе 999 комнат. В верхних этажах Красного дворца резиденция далай-ламы и его окружения. Оттуда открывается величественный вид на сияющую белизной зданий и золотом кровель Лхасу. Там же находятся гробницы далай-лам, приемные залы, многие из которых украшены стенными росписями, произведениями пластики и декоративно-прикладного искусства. По бокам дворца две полукруглые башни, посвященные восточная — солнцу, а западная — луне.

Потала, как и Лхаса, привлекали множество паломников со всех концов буддийского мира, мечтавших лицезреть обитель, а если посчастливится, и самого далай-ламу — живое воплощение одиннадцатиликого бодхисатвы Авало-китешзары, помощника и защитника всех страждущих, ближайшего ученика и последователя самого будды.

Буддийская культура принесла в Тибет традицию возведения чортенов, известных в Индии под именем ступа или чайтья. Первоначально они служили хранилищем мощей знаменитых деятелей буддизма. Затем стали мемориальными сооружениями, строившимися в местах, связанных с выдающимися религиозными событиями. На их сооружение тратились огромные средства, привлекалось большое количество рабочих. Рассказывают, что однажды тибетский правитель Цокто получил предсказание, что ему угрожает большая опасность, избавиться от которой можно, лишь строя по одному чортену в год. Цокто, не раздумывая, стал так делать. Через некоторое время измученные подданные его убили, а выстроенные им чортены с годами разрушились.

Монастырь Ламаюру. Ладак.

Монастырь Ламаюру. Ладак.

Начиная со времени Сронцзан-гампо в Тибете возводились обширные буддийские монастыри. В монастыре Самье (VIII в.) главной достопримечательностью является пятиэтажный храм, выстроенный в трех разных стилях: нижние его этажи — в тибетском, средний — в китайском, а верхние — в индийском. Его отличают также уникальные стенные росписи с изысканным колоритом и высоким профессиональным исполнением. Большинство сюжетов посвящено джатакам — рассказам о прошлых перерождениях будды.

Каждый монастырь в Тибете славился своими неповторимыми святынями. История Гумбума, например, была связана с жизнью и деятельностью Цзонхавы, основателя «школы добродетели» или желтошапочников. В том месте, где при рождении на землю капнула кровь из его пупка, стало расти чудесное дерево, на коре которого были видны священные знаки, а на листьях — изображения буддийских божеств. Эти листья обладали и целебными свойствами. Многочисленные паломники с большой охотой приобретали их, заваривали и пили как целебный чай — верное средство при многих болезнях. Над этим деревом матерью Цзонхавы был сооружен чортен. В нем помещено 100 000 изображений Майтреи — будды будущего, появление которого ознаменует долгие счастливые годы жизни.

Ступы монастыря Ташидинг. Сикким.

Ступы монастыря Ташидинг. Сикким.

Монахи Гумбума славились своей ученостью. Сюда прибывали тысячи желавших обучаться медицине и богословию, узнать мистические таинства, связанные с культом божества Дуйнхор. В монастыре паломники могли заказать монахам переписать священный текст или целую книгу, приобрести скульптурное или живописное изображение своего божества-покровителя.

Советую прочитать:  Они всегда здесь!

С именем Цзонхавы связаны и другие известные монастыри. На-пример, вблизи Лхасы находится монастырь Брайбун. К его достопримечательностям относится скульптура грозного божества с головой быка — Ямантаки. Внутрь фигуры было помещено тело одного из лам, жившего в Брайбуне, который якобы так долго и много думал об этом божестве, что у него выросли рога — знак, что Ямантака вселился в ламу.

Другой знаменитый монастырь, Сера, основанный в 1419 году, прославился своими ритодами — уединенными кельями отшельников, высеченными в горном массиве. Многие из их обитателей добровольно замуровывали вход, оставляя небольшое отверстие, через которое раз в сутки принимали чашку с водой и немного еды. Они пребывали в полной изоляции, без света, почти без воздуха, звуков окружающего мира и общения с людьми долгие годы.

Еще одним монастырем, связанным с именем Цзонхавы, является Галдан, отстоящий от Лхасы примерно на сорок километров. Главной его святыней был золотой чортен, внутри которого покоилось тело Цзонхавы — основателя и первого настоятеля монастыря. Рядом с ним — два других, где покоятся тела его ближайших учеников.

Королевский дворец Ле. Ладак.

Королевский дворец Ле. Ладак.

Реликвией Галдана является также хранившийся в нем череп матери Цзонхавы, оправленный в золотое обрамление в виде чаши-габалы. В нем были зерна риса, которые раздавали паломникам как средство, исцеляющее многие болезни. Количество зерен при этом не уменьшалось, так как они были якобы способны к саморазмножению.

Своей типографией, а также переписанными от руки книгами, украшенными миниатюрами (в том числе и путеводителями для паломников), славился монастырь Лавран. В нем находилось несколько богословских факультетов, где ежегодно обучались тысячи монахов из разных провинций страны, а также прибывшие из других стран. Его достопримечательность — огромная, более 25 метров высоты, статуя Майтреи, исполненная из меди и покрытая позолотой.

В 1477 году основан монастырь Ташилунпо, который позднее стал резиденцией панчен-лам — вторых по значению духовных иерархов страны. Здесь в тишине монастырских покоев жил и творил III панчен-лама, который поведал своим современникам о легендарной стране Шамбале. Она существует где-то в высоких горах рядом с Тибетом. Окруженная восемью снежными горами, подобными лепесткам лотоса, страна эта удивительна и населена прекрасными людьми. Много легенд было сложено об этой легендарной стране счастья. На поиск ее не раз отправлялись смельчаки. Тайна всегда привлекает, манит к себе, как манил веками не менее таинственный, но вполне реальный Тибет, так до конца и не разгаданный, ждущий своих исследователей.

 

Читайте также: