Жизнь после смерти
Жизнь после смерти
Жизнь после смерти – пожалуй, самая древняя концепция всех религий и мифологий. С тех самых времён, когда человек разумный впервые стал разумным, он осознал собственную смертность и начал задумываться о последствиях. Но разумный – не значит образованный, поэтому представления древних о загробном мире не имели никакого отношения к картине мира современного рационального человека.
Картина мира древнего человека вообще была довольно своеобразной: первобытный троглодит был анимистом (эта пра-вера до сих пор встречается у диких племён в самых неразвитых уголках Земли). Он верил, что у всего на свете существуют духи. Есть дух воды, дух огня, дух грома и молнии, духи медведей и волков. И дух человека, который, когда человек умирает, уходит в потустороннее царство. Духи всего, чего человек боялся, были могущественными и страшными – а духи самих людей слабыми и бессильными. Первобытный загробный мир был недифференцирован: это было мрачное подземное царство, куда попадал всякий – грешный и святой, изгой и племенной вождь.
После, когда человек стал обрастать культурой и приобретать понимание, за счёт чего работают силы природы, некоторых духов пришлось выкинуть. Самых страшных и грозных – оставили, и нарекли богами. Такова была мифология Древней Греции, где в Аид и Тартар – то же мрачное подземное царство – попадали, в общем, все, кроме любимчиков богов. Таковы же были и древнееврейские верования, в которых один бог вытеснил всех остальных, а загробный мир остался всё тем же – холодным, тёмным, недифференцированным Шеолом.
Эпоха христианства и ислама – это эпоха распространения представлений о высшей божественной справедливости и загробном воздаянии. Тогда появляются представления о рае и аде, в которые определяет единственный Бог – самый справедливый во Вселенной судья. Прочих духов лишили божественного статуса и назвали ангелами, или на их место взяли святых – духов людей-праведников. Одному из них – пророку Илье – даже довелось, если верить народным представлениям, побыть духом грома и молнии!
Ну и наконец, эпоха науки и рационализма позволила человеку проникнуть во все тайны Вселенной и изгнать из них духов. Мы теперь знаем, что молния – это не духи, не Перун и не Илья-пророк, а атмосферное электричество. А вот из представлений о загробной жизни религиозные концепции не уходят по одной простой причине: наука эти представления даже не рассматривает в ином контексте, нежели занятные заблуждения, имеющие культурную ценность. Потому что наука требует доказательств, а ни одного твёрдого доказательства загробной жизни за всю историю человечества получено не было. Только «одна бабка сказала»: утверждения типа «а наш бог сколько-то веков назад воскрес из мёртвых, свидетели давно умерли, если были – но мы верим».
Более того, наука стремится к тому, чтоб «изгнать духов» и из представлений о человеческом разуме. Когда нейрофизиология объяснит полностью, почему мы разумны и осознаём себя – для представлений о загробном мире места не останется совсем.