Кликсир и трепонированные черепа

Трепонированный черепОдним из наиболее развитых на­правлений науки в империи инков была медицина. Каждый человек, даже если он жил в первобытном обществе, заботился о своем здоровье. Человек всегда ста­рается устранить последствия полу­ченных травм, пытается превозмочь бо­лезни, которые ему угрожают.

В Тауантинсуйу состояние здоровья жителей отнюдь не было частным делом граждан. Совсем наоборот, империя бы­ла кровно заинтересована в том, чтобы ее пурехи, которые сегодня были крестья­нами, а завтра Могли стать воинами, как можно лучше служили государству. А хо­роший крестьянин, хороший ремеслен­ник, а тем более хороший воин долж­ны были иметь великолепное здоро­вье.

Таким образом, медицине в Тауантинсуйу была предоставлена «зеленая ули­ца». Впрочем, это была медицина особо­го рода. Медики инков могли делать поистине фантастические операции, приносившие человеку большую пользу, в том числе и очень сложные операции на черепе. И вместе с тем нередко эта же ме­дицина прибегала к приемам, унаследо­ванным от далекого прошлого, приемам, которые не имели абсолютно ничего об­щего с наукой и, скорее всего, относились к области магии. Несмотря на наличие пережитков прошлого, знахарских ле­чебных приемов, медицина инков, их фармакология располагали таким раз­нообразием методов и средств, что их из­учение заслуживает всяческого внима­ния.

Для начала остановимся на методах лечения. Существует один совершенно уникальный труд, несколько необычный для работ по истории американских ин­дейцев. Он называется «Клистир в древ­нем Перу» (El clistir en el entiquo Peru), ав­тором которого был профессор Велес Лопес.

И действительно, инки, как ни странно, применяли клистир-трубку, наполнен­ную жидкостью, в один из концов кото­рой лекарь дул примерно таким же обра­зом, каким индейцы джунглей Перу дуют в свое духовое ружье.

Трубка для клизмы является одним из немногих сохранившихся инструментов инкских «терапевтов». Гораздо больше инструментов оставили после себя древнеперуанские хирурги. Помимо всего прочего, к числу этих хирургических ин­струментов относились бронзовые скаль­пели различной величины, пинцеты, иглы, скобки, бронзовые ножи «туми», напоминающие по своей форме ку­хонный нож-сечку, а также зажимы, по­средством которых местные инкские ле­кари перетягивали вены, чтобы остано­вить кровотечение. Большой интерес представляют особые острия из обсидиа­на, с помощью которых южноамери­канские эскулапы делали свою самую сложную операцию — трепанацию че­репа.

Советую прочитать:  Палеоконтакт. Теория Захарии Ситчина

Важно подчеркнуть, что это отнюдь не были какие-то уникальные операции, вы­полняемые лишь чрезвычайно талант­ливыми хирургами. Напротив, в Перу было обнаружено более десяти тысяч че­репов, вскрытых инкскими врачами. Да­же первое обследование найденных археологами древнеперуанских трепаниро­ванных черепов, предпринятое в про­шлом веке французским антропологов Пьером Полем Брока, показало, что ин­дейские пациенты после этой крайне тя­желой операции оставались в живых. Брока обнаружил на месте отверстия в черепе следы регенерационных костных изменений. Нередко после операции тре­панации отверстия в черепе древних перуанцев заделывались серебряными дисками или же кожицей тыквы-гор­лянки.

Инкские врачи вскрывали череп поразному. Так, например, они либо с помощью обсидиановых игл делали в че­репе несколько миллиметровых проко­лов, либо, наоборот, вскрывали повре­жденную часть черепной кости, сделав четыре длинных надреза. В результате в определенном месте черепа получался квадрат или же прямоугольник. Еще бо­лее фантастичным представляется вы­вод, к которому пришли археологи на ос­нове изучения скелетных останков опери­рованных перуанских индейцев. Как бы­ло установлено, у некоторых пациентов череп при жизни трепанировали не один раз!

Чем же объяснить, что инкские врачи делали такое количество операций на че­репе, хотя, как известно, и сегодня в нашем столетии эти операции принадлежат к числу наиболее сложных? По всей види­мости, здесь играл роль тот факт, что ре­шающей фазой во всех боевых столкно­вениях армии империи с врагами «сыно­вей Солнца» всегда был рукопашный бой. Главным оружием в этом бою была макана-каменная палица со звездо­образным наконечником, несколько на­поминающая булаву гуситских воинов. Удар, нанесенный маканой, вне всякого сомнения, тяжело повреждал голову во­ина.

Судя по всему, инкские врачи знали, что паралич, наступавший в результате повреждения черепа маканой, был вы­зван тем, что раздробленные черепные кости давили на мозговую ткань. Поэто­му они и старались устранить у своих па­циентов остатки поврежденной черепной коробки.

Древнеперуанские лекари, как инкские, так и доинкские, помимо операций на че­репе, осуществляли и многие другие хи­рургические вмешательства. Так, на керамических сосудах, обнаруженных главным образом на северном побережье Перу, очень часто можно видеть изобра­жения людей с ампутированными нижни­ми конечностями. Подобную операцию очень часто делали здешним индейцам, в особенности жителям прибрежных (впрочем, не только этих), низинных рай­онов страны, где водился червь Eremia analoga, очень часто внедрявшийся в стопы или же под ногти и откладывав­ший там яички. Эти гнусные червячки иногда причиняли перуанским индейцам такие невыносимо страшные боли в ниж­них конечностях, что врачу просто не оставалось ничего другого, как ампути­ровать пациенту больную ногу.

Советую прочитать:  Драконы – вымысел или?..

Инструменты древних индейцев

Инкские хирурги, конечно, делали и другие, менее серьезные операции. Кста­ти говоря, древнеперуанские лекари весь­ма своеобразным способом обрабатыва­ли ранки, оставшиеся после некоторых операций: они прикладывали к ранке двух необычайно крупных местных му­равьев, прижимали их, после чего эти му­равьи вгрызались друг в друга своими огромными челюстями. Врачи отрывали головки муравьев и в буквальном смысле слова залепляли этими головками рану. Инкские врачи «ампикамайок» занима­лись также кровопусканием, вправле­нием вывихнутых суставов, вскрывали гнойники и тому подобное.

Для того чтобы ампикамайок мог де­лать свои операции, многие из которых нам сейчас представляются попросту фантастическими, ему, естественно, приходилось применять средства для одур­манивания больного или же по крайней мере средства местного обезболивания (локальная анестезия). Мы не знаем, какими анестетиками пользовались инк­ские хирурги. Однако нам известно, ка­кие они знали наркотики. Очевидно, именно их они и давали своим пациен­там.

К числу наркотиков, известных инк­ским врачам, относился, к примеру, дур­ман (из рода Datura stramonium), из кото­рого и современная медицина получает широко распространенный атропин, да­лее «айя уакак» (Banisteria caapi) из райо­на перуанской Амазонки; из него получа­ли три различных алкалоида, в том числе «уильку» («вильку») в ботанической терминологии это Piphtadenia colubrina. Семена уильки измельчали в порошок и нюхали.

В числе одурманивающих растений свое место занимала и кока, листья которой содержат знаменитый алкалоид ко­каин. Кстати говоря, автором первой научной публикации, познакомившей евро­пейских врачей с кокой инков, был уроженец Моравии Зигмунд Фрейд, всемир­но известный основоположник психоана­лиза, который в молодости сам пил коковое вино, тогда еще не подлежавшее запрету.

 

Читайте также: