Владимир Ильич Ульянов (Ленин)

Философ, марксист, публицист, основоположник марксизма-ленинизма, российский и советский политический и государственный деятель, основатель Советского государства.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин)

Родился: 10 (22) апреля 1870 г. Умер: 21 января 1924 г.

ДОМИНАНТА ОРИГИНАЛЬНОСТИ:

  • Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Мысли

  • Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. Других людей нам не дадут.
  • Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его.
  • …Быть рабом – недостойная вещь…
  • Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает своё рабство… такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.
  • …Раб, сознавший своё рабство и поднявшийся на борьбу за своё освобождение, наполовину перестаёт уже быть рабом.
  • …Трудность не есть неисполнимость.
  • …Нельзя никакой тяжестью условий отговариваться от того, что можно сделать при всяких условиях…
  • Абсолютно безвыходных положений не бывает.
  • …Тому, кто пристрастен, лучше не говорить слишком о беспристрастности, чтобы не быть обвинённым в лицемерии.
  • Известно, что каждый видит за границей то, что он хочет видеть. Или иначе: каждый видит в новой обстановке самого себя.
  • Борьбы не бывает без увлечения. Увлечения не бывает без крайностей…
  • Мечтательность — удел слабых.
  • …Умные люди в чудеса не верят…
  • …Правда не должна зависеть от того, кому она должна служить.
  • Чтобы видеть правду, надо не бояться смотреть в лицо правде.
  • …У карьеристов нет никаких идей, нет никакой честности.
  • Самообладание, самодисциплина – не рабство; они необходимы и в любви.
  • Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда.
  • Религия есть опиум народа. Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь.
  • Неверно, что бог есть комплекс идей, будящих и организующих социальные чувства… Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порождённых тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнётом, — идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу.
  • Теперь и в Европе и в России всякая, даже самая утончённая, самая благонамеренная защита или оправдание идеи бога есть оправдание реакции.
  • Когда общество устроено так, что ничтожное меньшинство пользуется богатством и властью, а масса постоянно терпит «лишения» и несёт «тяжёлые обязанности», то вполне естественно сочувствие эксплуататоров к религии, учащей «безропотно» переносить земной ад ради небесного, будто бы, рая.
  • Идея бога всегда усыпляла и притупляла «социальные чувства», подменяя живое мертвечиной, будучи всегда идеей рабства (худшего, безвыходного рабства). Никогда идея бога не «связывала личность с обществом», а всегда связывала угнетённые классы верой в божественность угнетателей.
  • …Выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития…
  • …Гнёт религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнёта внутри общества.
  • … История есть ряд эпизодов классовой борьбы…
  • Гениальность Маркса состоит в том, что он сумел раньше всех сделать… и провести последовательно тот вывод, которому учит всемирная история. Этот вывод есть учение о классовой борьбе.
  • Основная причина… громадного ускорения мирового развития есть вовлечение в него новых сотен и сотен миллионов людей.
  • …Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперёд, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно.
  • …При общей закономерности развития во всей всемирной истории нисколько не исключаются, а, напротив, предполагаются отдельные полосы развития, представляющие своеобразие либо формы, либо порядка этого развития.
  • …Положение, — что историю делают личности – теоретически совершенно бессодержательно. История вся состоит из действий личностей, и задача общественной науки состоит в том, чтобы объяснить эти действия…
  • …Ум десятков миллионов творцов создаёт нечто неизмеримо более высокое, чем самое великое и гениальное предвидение.
  • …Единственной действительной силой, вынуждающей перемены, является лишь революционная энергия масс…
  • Отсталые массы не проймёшь теорией, им нужен опыт.
  • …Широкие массы… гораздо легче учатся на своём собственном практическом опыте, чем из книг.
  • Никакие преследования, никакие расправы не могут остановить движения, раз поднялись массы, раз начали шевелиться миллионы.
  • Живое творчество масс – вот основной фактор новой общественности.
  • Через народ перепрыгнуть нельзя.
  • Сила была и будет в том, чтобы совершенно трезво учитывать самые тяжёлые поражения, учась на их опыте тому, что следует изменить в нашей деятельности.
  • …Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки, когда мы будем истине, хотя бы и самой печальной, смотреть прямо в лицо.
  • …Не так опасно поражение, как опасна боязнь признать своё поражение, боязнь сделать отсюда все выводы.
  • …Войны неизбежны, пока общество делится на классы, пока существует эксплуатация человека человеком.
  • … Чтобы понять войну, надо спрашивать, кому она выгодна; чтобы понять, каким способом окончить войну, надо спрашивать, каким классам она невыгодна.
  • …Свобода не даётся без величайших жертв…
  • Равенство по закону не есть ещё равенство в жизни.
  • …Равенство есть обман, если оно противоречит освобождению труда от гнёта капитала.
  • …Когда социалисты говорят о равенстве, они понимают под ним всегда общественное равенство, равенство общественного положения, а никоим образом не равенство физических и душевных способностей отдельных личностей.
  • Демократия есть господство большинства.
  • …Гласность есть меч, который сам исцеляет наносимые им раны.
  • Полная демократия равняется никакой демократии. Это не парадокс, а истина!
  • …История идей есть история смены и, следовательно, борьбы идей.
  • …Живая душа марксизма: конкретный анализ конкретной ситуации.
  • Умный идеализм ближе к умному материализму, чем глупый материализм.
  • Когда один идеалист критикует основы идеализма другого идеалиста, от этого всегда выигрывает материализм.
  • О человек судят не потому, что он о себе говорит или думает, а по делам его. О философах надо судить не по тем вывескам, которые они сами на себя навешивают… а по тому, как они на деле решают основные теоретические вопросы, с кем они идут рука об руку, чему они учат и чему они научили своих учеников и последователей.
  • …Мышление должно охватить всё «представление» в его движении, а для этого мышление должно быть диалектическим.
  • Диалектика и есть теория познания (Гегеля и) марксизма…
  • Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей.
  • В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов: не только явления преходящи, подвижны, текучи, отделены лишь условными гранями, но и сущности вещей также.
  • Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое. Революционное; — «перерывы постепенности»; превращение количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; — взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причём история открывает всё новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, — таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии.
  • Основное положение диалектики: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна…
  • Ожидать беспристрастной науки в обществе наёмного рабства – такая же глупенькая наивность, как ожидать беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не следует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала.
  • В вопросах культуры торопливость и размашистость вреднее всего.
  • Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их.
Советую прочитать:  Убайд Закони


Похожие статьи: