Карл Генрих Маркс

Немецкий философ, экономист, политический журналист, общественный деятель. Его научные труды и публикации сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы.

Карл Генрих Маркс

Родился: 5 мая 1818 г. Умер: 14 марта 1883 г.

ДОМИНАНТА ОРИГИНАЛЬНОСТИ:

  • Время есть пространство человеческого развития.
  • …Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.

Мысли

  • Людей можно отличить от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни…
  • …Человек по самой своей природе есть животное, если и не политическое, как думал Аристотель, то во всяком случае общественное.
  • …Человек – не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека, государство, общество.
  • Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством – совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды, — это зависит, следовательно, от материальных условий их производства.
  • Производство… создаёт потребителя.
  • … Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество.
  • Человек живёт природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть.
  • … Человек своей деятельностью изменяет формы веществ природы в полезном для него направлении.
  • Слишком расточительная природа «ведёт человека, как ребёнка, на помочах». Она не делает его собственное развитие естественной необходимостью.
  • Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо рабом своей собственной подлости. Даже чистый свет науки не может, по-видимому, сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества.
  • Быть рабом или быть гражданином – это общественные определения, отношения человека А к человеку В. Человек А как таковой – не раб. Он – раб в обществе и посредством общества.
  • Если человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению, то, с другой стороны, нет ни одного животного, которое было бы способно до такой невероятной степени сокращать свои потребности и ограничиваться таким минимумом условий своей жизни…
  • Чем больше времени будет предоставлено ходом событий мыслящему человечеству, чтобы осознать своё положение, а человечеству страдающему, чтобы сплотиться,- тем совершеннее будет плод, который зреет в недрах настоящего.
  • … Человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия её решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления.
  • … Нет ничего более ужасного, более унизительного, чем быть рабом раба.
  • … Когда раб превращается в господина на один день, то в этот день неограниченно властвуют грубые инстинкты.
  • Мы знаем, что отдельный человек слаб, но мы знаем также, что целое – это сила.
  • … Пока потребность человека не удовлетворена, он находится в состоянии недовольства своими потребностями, а стало быть, и самим собой…
  • …Человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага.
  • Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придаёт его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство…
  • … Неработоспособность – это, по существу, смертный приговор для всякого человека, кто не хочет быть скотом.
  • Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
  • Быть радикальным – значит понять вещь в её корне.
  • Тяжёлую болезнь нельзя исцелить розовым маслом.
  • … Смерть героев подобна закату солнца, а не смерти лягушки, лопнувшей с натуги.
  • … Люди всегда ухитряются пренебречь тем, что к ним всего ближе.
  • … Того, кого увлёк демон честолюбия, разум уже не в силах сдержать.
  • … В характере ограниченности – считать свои индивидуальные узкие пределы пределами, свойственными всему миру, его столпами.
  • … Чрезмерная серьёзность – это самое комичное, а чрезмерная скромность – это самая горькая ирония.
  • Слабость всегда спасалась верой в чудеса…
  • … Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека.
  • … Сердце человека – удивительная вещь, особенно, если человек носит сердце в своём кошельке…
  • … Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным.
  • То, что вообще дурно, всегда остаётся дурным, кто бы ни был его носителем…
  • … Мужество, которое необходимо для того, чтобы в критическую минуту собраться с духом и принять смелое решение, совершенно не похоже на то мужество, которое позволяет человеку блестяще командовать дивизией под огнём.
  • Стыд – это своего рода гнев, только обращённый вовнутрь.
  • Кто требует всего, тот ничего не требует и ничего не получает.
  • … В денежных делах сердце молчит.
  • … Крупный талант без убеждений создаёт негодяев, пусть даже «достопочтенных» негодяев с галунами.
  • Толпа, и знатная и простая, судит по внешности, по лицевой стороне, по непосредственному успеху.
  • … Люди вообще весьма склонны предпочитать чистый миллион фунтов стерлингов какому бы то ни было миллиону людей – мытых или не мытых.
  • Нет ничего легче, как быть идеалистом за счёт других людей. Человеку пресыщенному легко насмехаться над материализмом людей голодных, которые требуют обыкновенного хлеба вместо возвышенных идей.
  • Пусть жизнь и умирает, но смерть не должна жить.
  • … Есть ли для пережитого более священное хранилище, чем сердце родителей, этот самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, пламя которого согревает сокровеннейшее средоточие наших стремлений!
  • Существование того, что я действительно люблю, я ощущаю как необходимое, я чувствую в нём потребность, без него моё существование не может быть полным, удовлетворённым, совершенным.
  • Истинная любовь выражается в сдержанности, скромности и даже в робости влюблённого в отношении к своему кумиру, но отнюдь не в непринуждённом проявлении страсти и выказывании преждевременной фамильярности.
  • Свободная от всяких сомнений вера в неподдельность любви, которую выражает влюблённый, есть для возлюбленной высшее наслаждение собой, есть её вера в самоё себя.
  • Если ты любишь, не вызывая взаимности, т.е. если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви, если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она – несчастье.
  • Обыденные привычки, которые в результате близости целиком захватывают человека и принимают форму страсти, перестают существовать, лишь только исчезает из поля зрения их непосредственный объект. Глубокие страсти, которые в результате близости своего объекта принимают форму обыденных привычек, вырастают и вновь обретают присущую им силу под волшебным воздействием разлуки.
  • … Та разносторонность, которая навязывается нам современным образованием и воспитанием, и тот скептицизм, который заставляет нас подвергать сомнению все субъективные и объективные впечатления, только и существуют для того, чтобы сделать всех нас мелочными, слабыми, брюзжащими и нерешительными. Однако не любовь к фейербаховскому «человеку», к молешоттовскому «обмену веществ», к пролетариату, а любовь к любимой… делает человека снова человеком в полном смысле этого слова.
  • Временная разлука полезна, ибо постоянное общение порождает видимость однообразия, при котором стираются различия между вещами. Даже башни кажутся вблизи не такими уж высокими, между тем как мелочи повседневной жизни, когда с ними близко сталкиваешься, непомерно вырастают.
  • … Наиболее абстрактной и, следовательно, древнейшей формой любви является себялюбие, любовь к своему частному бытию.
  • … В суете этого мира дружба – единственное, что имеет важное значение в личной жизни…
  • Древние – кажется, Эсхин – говорили: надо стремиться добывать себе мирские блага, чтобы помогать друзьям в нужде! Какая глубокая человеческая мудрость заключена в этих словах.
  • … Я вступаю в дружбу лишь с очень немногими, но зато дорожу ею.
  • … Всякой общественной форме собственности соответствует своя мораль…
  • Над различными формами собственности, над социальными условиями существования возвышается целая надстройка различных и своеобразных чувств, иллюзий, образ мысли и мировоззрений. Весь класс творит и формирует всё это на почве своих материальных условий и соответственных общественных отношений.
  • Одни и те же условия, одна и та же противоположность, одни и те же интересы должны были в общем повсюду создать также одни и те же нравы.
  • Если верно, что никакое законодательство не может декретировать нравственность, то тем более верно, что никакое законодательство не может провозгласить нравственность правом.
  • … Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель…
  • … Истинно нравственное поведение состоит как раз в том, чтобы избегать всякого повода к безнравственному поведению…
  • Когда сотворена была земля, её творцу не осталось ничего другого, как бежать на небо.
  • Религиозный мир есть лишь отражение действительного мира.
  • Религия – это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.
  • Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого.
  • Не гибель древних религий повлекла за собой гибель древних государств, а, наоборот, гибель древних государств повлекла за собой гибель древних религий.
  • … Религия сама по себе лишена содержания, её истоки находятся не на небе, а на земле, и с уничтожением той реальности, теоретическим выражением которой она является, она гибнет сама собой.
  • Религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой.
  • … Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен быть способен к пользованию ими, т.е. он должен быть в высокой степени культурным человеком…
  • … Философия сперва связана с миром посредством мозга, и лишь потом она становится на землю ногами.
  • … Всякая истинная философия есть духовная квинтэссенция своего времени…
  • Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.
  • В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть её сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам.
  • Научные истины всегда парадоксальны, если судить на основании повседневного опыта, который улавливает лишь обманчивую видимость вещей.
  • Всякая нация может и должна учиться у других.
  • Нации, как женщине, не прощается минута оплошности, когда первый встречный авантюрист может совершить над ней насилие.
  • Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу.
  • … Люди сообразно своим производительным силам производят также общественные отношения, при которых они производят сукно и холст. …Люди, производящие общественные отношения соответственно своему материальному производству, создают также и идеи и категории, то есть отвлечённые, идеальные выражения этих самых общественных отношений.
  • …Производители могут стать свободными, лишь овладев средствами производства.
  • Народ, порабощающий другой народ, куёт свои собственные цепи.
  • Свобода настолько присуща человеку, что даже её противники осуществляют её, борясь против её осуществления; они хотят присвоить себе как драгоценное украшение то, что они отвергли как украшение человеческой природы. Ни один человек не борется против свободы, — борется человек, самое большее, против свободы других.
  • … Утрата свободы в своей стране не возмещается славой за рубежом.
  • Одна форма свободы обусловливает другую, как один член тела обусловливает другой. Всякий раз, когда под вопрос ставится та или другая свобода, тем самым ставится под вопрос и свобода вообще. Всякий раз, когда отвергается какая-либо одна форма свободы, этим самым отвергается свобода вообще…
  • История не делает ничего, она «не обладает никаким необъятным богатством», она «не сражается ни в каких битвах»! Не «история», а именно человек, действительный, живой человек – вот кто делает всё это, всем обладает и за всё борется. «История» не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История – не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.
  • Люди сами делают свою историю, но они её делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Традиции всех мёртвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.
  • История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.
  • … Вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы.
  • В истории человечества существует нечто вроде возмездия, и по закону исторического возмездия его орудие выковывает не угнетённый, а сам же угнетатель.
  • Гегель где-то отмечает, что все великие всемирно-исторические события и личности появляются, так сказать, дважды. Он забыл прибавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса.
  • … Потребности народов являются решающей причиной их удовлетворения.
  • Никакой народ не впадает в отчаяние, и пусть он даже долгое время надеется на что-то просто по глупости, всё же когда-нибудь, после многих лет, он, внезапно поумнев, осуществит все свои благие желания…
  • … Анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии.
  • Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития… не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов.
Советую прочитать:  Аттар, Фарид-ад-дин Мохаммад бен Ибрахим ан-Нишабури


Похожие статьи: