Юм Давид

Английский философ, психолог, историк

Юм Давид

Родился: 07.05.1711 г. Умер: 25.08.1776 г.

ДОМИНАНТА ОРИГИНАЛЬНОСТИ:

  • Для причины необходимо одно — чтобы у нее было следст­вие.
  • Прежде всего меня приводит в ужас и смущение то безна­дежное одиночество, на которое обрекает меня моя фило­софская система.
  • Будь философом, но, предаваясь философии, оставайся че­ловеком.

Мысли

Если какой-нибудь поступок добродетелен или порочен, это является лишь признаком определенного душевного качества или характера; он должен проистекать из постоянных принципов нашего духа, распростра­няющихся на все поведение человека и входящих в его личный характер

    Всё, что мы называем героической доблестью и чем восхищаемся как величием и возвышенностью духа, есть не что иное, как спокойная и твер­до обоснованная гордость и самоуважение…

      Человеку, который долго говорит о себе, трудно избежать тщеславия.

        Если храбрость и честолюбие не регулируются благожелательностью, они могут сделать из человека только тирана или разбойника.

          В жалости всегда есть примесь любви или нежности, а в злорадстве — примесь ненависти или гнева.

            Молодого человека, чьи чувства горячи, больше тронут любовные и нежные образы, чем человека более зрелого возраста, который находит удовольствие в мудрых философских размышлениях о поведении в жиз­ни и воздержании от страстей. В 20 лет любимым писателем может быть Овидий, в 40 — Гораций и в 50, — быть может, Тацит. В таких случаях мы напрасно бы пытались проникнуться чувствами других, лишая себя склон­ностей, свойственных нам по природе. Мы выбираем себе любимого писа­теля так, как выбираем друга, исходя из склонности и расположения.
              Цивилизованная нация может легко ошибиться в выборе своего фило­софа…
                Злорадство… есть ничем не вызванное желание причинить зло другому лицу, чтобы путем сравнения с собственным положением испытать удовольствие.
                  … Себялюбие… порождает правила справедливости и является первым мотивом соблюдения последних.
                    Мы порицаем всякий обман, всякое нарушение слова, потому что счи­таем, что свобода и широта общения между людьми находятся в полной зависимости от верности обещаниям.
                      Хотя природные способности и нравственные качества в общем нахо­дятся на одном уровне, однако между ними существует то различие, что первые почти не меняются посредством искусственного воздействия, тог­да как вторые, или по крайней мере поступки, проистекающие из них, могут быть изменены при помощи таких мотивов, как награды и наказа­ния, одобрение и порицание.
                        Ничто не может быть более похвальным, чем сознание собственного достоинства в тех случаях, когда мы действительно обладаем ценными качествами.
                          Любовь есть не что иное, как желание счастья другому лицу.
                            Если единственным мотивом наших действий является желание показать свою свободу, значит, мы никак не можем освободиться от уз необходимости.
                              Благая цель может сообщить ценность только таким средствам, которые достаточны и действитель­но ведут к цели.
                                Руководителем в жизни являет­ся не разум, а привычка. Лишь она понуждает ум во всех случаях предполагать, что будущее соответ­ствует прошлому.
                                  Чем больше образ жизни чело­века зависит от случайностей, тем сильнее он предается суеверию…

                                    Люди обладают общей склон­ностью представлять все существу­ющее подобным себе и приписы­вать каждому объекту те качества, с которыми они близко знакомы и которые они непосредственно осоз­нают.

                                      Советую прочитать:  Ансельм Кентерберийский (архиепископ из Кентербери)


                                      Новые статьи: