Джами, Абдурахман Иур ад-дин ибн Ахмад
Персидский философ и писатель
Родился: 1414 г. Умер: 1492 г.
ДОМИНАНТА ОРИГИНАЛЬНОСТИ:
- Оно [бытие] — море, не убывающее и не увеличивающееся, волны на нём вздымаются и падают. Мир как будто состоит из этих волн, и не бывает двух моментов времени, а лишь вечное мгновение.
Мысли
- Мир, если ты не лишён проницательности, — поток явного, текущего во множестве обликов. И во всех разновидностях текущего явного сокрыта тайна сущности реального.
- Идущих множество, но почти все они ищут личных выгод. Я встречал так ничтожно мало Искателей Истины.
- Обычная человеческая любовь способна возвысить человека до переживания истинной любви.
- Нищий подошёл к двери, прося подаяния. Хозяин вышел ему навстречу и сказал: «Извините, но дома никого нет».
«А мне никого и не надо, — сказал нищий, — мне нужна еда».
- Не похваляйся, что избавился от гордыни, ибо её труднее заметить, чем след муравья на чёрном камне в тёмную ночь.
- И не думай, что её легко выявить наружу, и легче иголкой добыть гору угля из недр земли.
- Довольно похваляться интеллектом и учёностью ибо здесь интеллект — препятствие, а ученость — глупость.
- Три предмета ненавистны в трёх особах: жестокость во властелине, сребролюбие в учёном человеке и скупость в богатом.
- О человек! Вот в чём состоит благородство сердца и гордость благородная: склони ко мне внимательный слух свой, и возвещу тебе истину. Во-первых, прощай всегда друзьям своим, хотя бы ежедневно находились в них тысячи несовершенств; во-вторых, поступками своими против них не доводи себя до не¬обходимости просить у них за то извинения.
Не прельщайся, подобно безумцам, прелестью сокровищ: богатства сходны с облаками, которые быстро несутся над нами.
Не вверяй легкомысленно другим таких дел, известность которых может быть тебе вредною. Что в сердце своём ты хранишь, то всегда можешь обнаружить; но, что сказано однажды, того не скроешь более. «Никогда я не раскаивался, — говорил Хосрой, — в своей молчаливости, но часто за слова свои в отчаяньи катался по земле, обагрённой моей кровью».
- Жизнь — это книга;
ты не сетуй, А изучай её весь век.
Нашедший благо в книге этой
И есть счастливый человек!
- Некоторый дервиш пользовался особенною блага склонностью и доверенностью государя. Однажды заметил он, что повелитель скучает. Долго ища причину такой перемены, он мог приписать её одним только частым своим посещениям, Дервиш прерывает личные сношения с монархом и более не ходит к нему. Однажды государь, встретившись на дороге с прежним любимцем, сказал ему: «Дервиш! Для чего ты разлучился со мной, для чего перестал посещать меня?» — «Мне приятнее, — отвечал дервиш, — когда мне говорят: «Зачем ты не ходишь?’, нежели: «Зачем ты ходишь?»»
- Коль не лежит душa к чему нибудь,
Оставь его и навсегда забудь.
- Привязанностей избегай на скорбной сей земле,
Не будет истинно близка душа ничья тебе.
Едва ли склонности твои с чужими совпадут,
Ну, а фальшивые зачем нужны тебе?
А сыщешь друга по душе — разлука тут как тут, —
Глоток её напомнит вкус небытия тебе.
- Погаснет огонёк, не став огнём,
Когда не позаботимся о нём,Рождают искорку железо, камень,
Но трута нет — не разгорится пламень.Частицу жизни искры обретут,
Когда поддержит их горенье трут.А если топливо туда положишь,
Добыть большой огонь тогда ты сможешь.Увидишь: это пламя таково,
Что трудно будет потушить его.Так в сердце огонёк, мерцая, дремлет,
Но если он всего тебя объемлет,Раздуй его, чтоб ярко запылал, —
Тогда он вспыхнет, как бы ни был мал.
- Не так огонь дрова, пылая, губит,
Как человека зависть злая губит.
- Там, где любовь являет дивный лик,
Имеет доказательство язык.
- Не верой, не обрядами страна —
Законом справедливости сильна.
- По воле промысла, а не иначе,
Даётся смертному халат удачи.
- Следи, чтоб каждый выдох твой и вдох
Никто бессмысленными счесть не мог.
- Кто алчен, разве скупости перечит?
Скупца лишь смерть от скупости излечит!Как прах, смирись ты, в прах преобразясь,
Душой нечистый, смой корысти грязь.
- Лишь единичность — радость и услада,
Отринь двоичность, в ней — исток распада.
- Любовь есть роза на житейском поле,
Есть мост над морем призрачной юдоли.Тот, кто любовь не принял всей душой,
Среди людей проходит, как чужой.
- Как в нашем древнем голубом чертоге
Несведущ человек, умом убогий!Увы, не видит блага своего
Неблагодарнейшее существо!Не ценит благ, пока их не утратит,
И дорого потом за это платит!
- Когда для мудреца трудна задача,
Он, чтобы не постигла неудача,Зовёт себе на помощь свежий ум:
Что трудно одному, под силу двум.Не освещает комнату большую
Одна свеча? Тогда зажги вторую!
- Так этот мир устроен с древних лет:
Без горечи в нём жизни сладкой нет.Ребёнок, что сияет, как денница,
Во чреве девять месяцев томится.Рубин, что так пленительно блестит,
В породе скальной до поры сокрыт.
- Познай, что можешь, и свершится чудо,
О коем и не ведаешь покуда.
- Изменчив мир. Чей ни придёт черёд,
Тот в барабан существованья бьёт,И что ни век, то истина иная, —
Но не затмится, облик свой меняя!А если б не менялся мир, то мы
Порою свет не извлекли б из тьмы.Навеки если 6 солнце закатилось,
То ни одна звезда бы не светилась.Коль не заснут зимою семена,
Не засмеётся розами весна!
- У тех, кому познанье тайн дано,
Живое сердце пусто и полно.Полно влеченьем к истине всегда,
А пусто тем, что им корысть чужда.Поистине счастлив средь верных тот,
Кто доброго наставника найдёт.
- Для сердца жадность хуже, чем нужда,
Она душе и разуму чужда.Разумный человек уйти спешит
От мест, где жадность в дверь кольцом стучит.Не смешивайся с глиной, как вода,
От низких сердцем уходи всегда.
- Усилий не жалей своих,
Пока ты стар не очень,
Ведь лишь на ветках молодых
Плоды без червоточин.
- Что скромен, не хвались: след скромности незримей,
Чем лапок муравья следы в ночном пути.
Но как её добыть из глубины гордыни, —
Ведь легче горный кряж иглой перенести.
- Благородство из двух состоит, благородный,
Ипостасей, и я их готов повторить:
Будь, во-первых, к поступкам друзей милосердным,
Чтобы его их ошибок понять и простить,
Во-вторых, не свершай сам поступка такого,
За который пришлось бы прощенья просить.
- Благие собраны дела в одном дому, — и ключ
Единственный для входа — тот, что «скромностью» зовут.
И также в дом один дела дурные сметены, —
А ключ «надменностью» зовут: лишь «я» да «мы» вот тут!
Поберегись, не оступись с пути добра во зло, —
Едва оступишься во зло, — и неминуем суд.
- Попридержи язык, ибо молчанье лучше
Бездумной болтовни, так подводящей нас.
Никто не сожалел о тайне сбережённой,
А выдавший секрет наказан сотню раз.
- О том, что ты с трудом решил в себе хранить,
Не торопись легко сопернику излить.
Сокрытое в себе всегда сказать успеешь,
А что успел сказать — уже не сможешь скрыть.
- В пяти вещах на свете счастье скрыто, —
Сошлись во мненьи светочи наук —
Надёжный мир, покой, здоровье, благо
И преданный тебе навеки друг.
- Щедрость — это одарение без корысти и требования отдачи, даже если эта отдача или возмещение явились бы искренним восхвалением или великой благодарностью за благодеяние.
- У одного щедрого человека спросили:
— От того, что ты отдаёшь нуждающимся и осыпаешь нищих добром, появлялась ли когда либо в душе твоей гордыня и желание услышать благодарность от бедных?
— О нет, — ответил он, — моё стремление раздаривать добно действию половника в руках повара. Хотя дает, а половник разливает, однако он не думает, что делает.
- Мудрецом называют того, кто постигает сущность вещей настолько, насколько может, и применяет свои знания соответственно необходимости.
- Увидели муравья, с превеликим трудом тащившего саранчу, которая была в десять раз больше него.
Сказали удивлённо:
— Посмотрите на этого муравья. Как он, такой немощный, тащит эдакий большой груз?!
Услышав эти слова, муравей засмеялся и сказал:
— Силой благородства души и чувством чести мужественные переносят любые тяжести, а не мощью тела и дородством.