Джами, Абдурахман Иур ад-дин ибн Ахмад

Персидский философ и писатель

Джами, Абдурахман Иур ад-дин ибн Ахмад

Родился: 1414 г. Умер: 1492 г.

ДОМИНАНТА ОРИГИНАЛЬНОСТИ:

  • Оно [бытие] — море, не убывающее и не увеличивающееся, волны на нём вздымаются и падают. Мир как будто состоит из этих волн, и не бывает двух моментов времени, а лишь вечное мгновение.

Мысли

  • Мир, если ты не лишён проницательности, — поток явного, текущего во множестве обликов. И во всех разновидностях текущего явного сокрыта тайна сущности реального.
  • Идущих множество, но почти все они ищут личных выгод. Я встречал так ничтожно мало Искателей Истины.
  • Обычная человеческая любовь способна возвысить человека до переживания истинной любви.
  • Нищий подошёл к двери, прося подаяния. Хозяин вышел ему навстречу и сказал: «Извините, но дома никого нет».
    «А мне никого и не надо, — сказал нищий, — мне нужна еда».
  • Не похваляйся, что избавился от гордыни, ибо её труднее заметить, чем след муравья на чёрном камне в тёмную ночь.
  • И не думай, что её легко выявить наружу, и легче иголкой добыть гору угля из недр земли.
  • Довольно похваляться интеллектом и учёностью ибо здесь интеллект — препятствие, а ученость — глупость.
  • Три предмета ненавистны в трёх особах: жестокость во властелине, сребролюбие в учёном человеке и скупость в богатом.
  • О человек! Вот в чём состоит благородство сердца и гордость благородная: склони ко мне внимательный слух свой, и возвещу тебе истину. Во-первых, прощай всегда друзьям своим, хотя бы ежедневно находились в них тысячи несовершенств; во-вторых, поступками своими против них не доводи себя до не¬обходимости просить у них за то извинения.
    Не прельщайся, подобно безумцам, прелестью сокровищ: богатства сходны с облаками, которые быстро несутся над нами.
    Не вверяй легкомысленно другим таких дел, известность которых может быть тебе вредною. Что в сердце своём ты хранишь, то всегда можешь обнаружить; но, что сказано однажды, того не скроешь более. «Никогда я не раскаивался, — говорил Хосрой, — в своей молчаливости, но часто за слова свои в отчаяньи катался по земле, обагрённой моей кровью».
  • Жизнь — это книга;
    ты не сетуй, А изучай её весь век.
    Нашедший благо в книге этой
    И есть счастливый человек!
  • Некоторый дервиш пользовался особенною блага склонностью и доверенностью государя. Однажды заметил он, что повелитель скучает. Долго ища причину такой перемены, он мог приписать её одним только частым своим посещениям, Дервиш прерывает личные сношения с монархом и более не ходит к нему. Однажды государь, встретившись на дороге с прежним любимцем, сказал ему: «Дервиш! Для чего ты разлучился со мной, для чего перестал посещать меня?» — «Мне приятнее, — отвечал дервиш, — когда мне говорят: «Зачем ты не ходишь?’, нежели: «Зачем ты ходишь?»»
  • Коль не лежит душa к чему нибудь,
    Оставь его и навсегда забудь.
  • Привязанностей избегай на скорбной сей земле,
    Не будет истинно близка душа ничья тебе.
    Едва ли склонности твои с чужими совпадут,
    Ну, а фальшивые зачем нужны тебе?
    А сыщешь друга по душе — разлука тут как тут, —
    Глоток её напомнит вкус небытия тебе.
  • Погаснет огонёк, не став огнём,
    Когда не позаботимся о нём,

    Рождают искорку железо, камень,
    Но трута нет — не разгорится пламень.

    Частицу жизни искры обретут,
    Когда поддержит их горенье трут.

    А если топливо туда положишь,
    Добыть большой огонь тогда ты сможешь.

    Увидишь: это пламя таково,
    Что трудно будет потушить его.

    Так в сердце огонёк, мерцая, дремлет,
    Но если он всего тебя объемлет,

    Раздуй его, чтоб ярко запылал, —
    Тогда он вспыхнет, как бы ни был мал.

  • Не так огонь дрова, пылая, губит,
    Как человека зависть злая губит.
  • Там, где любовь являет дивный лик,
    Имеет доказательство язык.
  • Не верой, не обрядами страна —
    Законом справедливости сильна.
  • По воле промысла, а не иначе,
    Даётся смертному халат удачи.
  • Следи, чтоб каждый выдох твой и вдох
    Никто бессмысленными счесть не мог.
  • Кто алчен, разве скупости перечит?
    Скупца лишь смерть от скупости излечит!

    Как прах, смирись ты, в прах преобразясь,
    Душой нечистый, смой корысти грязь.

  • Лишь единичность — радость и услада,
    Отринь двоичность, в ней — исток распада.
  • Любовь есть роза на житейском поле,
    Есть мост над морем призрачной юдоли.

    Тот, кто любовь не принял всей душой,
    Среди людей проходит, как чужой.

  • Как в нашем древнем голубом чертоге
    Несведущ человек, умом убогий!

    Увы, не видит блага своего
    Неблагодарнейшее существо!

    Не ценит благ, пока их не утратит,
    И дорого потом за это платит!

  • Когда для мудреца трудна задача,
    Он, чтобы не постигла неудача,

    Зовёт себе на помощь свежий ум:
    Что трудно одному, под силу двум.

    Не освещает комнату большую
    Одна свеча? Тогда зажги вторую!

  • Так этот мир устроен с древних лет:
    Без горечи в нём жизни сладкой нет.

    Ребёнок, что сияет, как денница,
    Во чреве девять месяцев томится.

    Рубин, что так пленительно блестит,
    В породе скальной до поры сокрыт.

  • Познай, что можешь, и свершится чудо,
    О коем и не ведаешь покуда.
  • Изменчив мир. Чей ни придёт черёд,
    Тот в барабан существованья бьёт,

    И что ни век, то истина иная, —
    Но не затмится, облик свой меняя!

    А если б не менялся мир, то мы
    Порою свет не извлекли б из тьмы.

    Навеки если 6 солнце закатилось,
    То ни одна звезда бы не светилась.

    Коль не заснут зимою семена,
    Не засмеётся розами весна!

  • У тех, кому познанье тайн дано,
    Живое сердце пусто и полно.

    Полно влеченьем к истине всегда,
    А пусто тем, что им корысть чужда.

    Поистине счастлив средь верных тот,
    Кто доброго наставника найдёт.

  • Для сердца жадность хуже, чем нужда,
    Она душе и разуму чужда.

    Разумный человек уйти спешит
    От мест, где жадность в дверь кольцом стучит.

    Не смешивайся с глиной, как вода,
    От низких сердцем уходи всегда.

  • Усилий не жалей своих,
    Пока ты стар не очень,
    Ведь лишь на ветках молодых
    Плоды без червоточин.
  • Что скромен, не хвались: след скромности незримей,
    Чем лапок муравья следы в ночном пути.
    Но как её добыть из глубины гордыни, —
    Ведь легче горный кряж иглой перенести.
  • Благородство из двух состоит, благородный,
    Ипостасей, и я их готов повторить:
    Будь, во-первых, к поступкам друзей милосердным,
    Чтобы его их ошибок понять и простить,
    Во-вторых, не свершай сам поступка такого,
    За который пришлось бы прощенья просить.
  • Благие собраны дела в одном дому, — и ключ
    Единственный для входа — тот, что «скромностью» зовут.
    И также в дом один дела дурные сметены, —
    А ключ «надменностью» зовут: лишь «я» да «мы» вот тут!
    Поберегись, не оступись с пути добра во зло, —
    Едва оступишься во зло, — и неминуем суд.
  • Попридержи язык, ибо молчанье лучше
    Бездумной болтовни, так подводящей нас.
    Никто не сожалел о тайне сбережённой,
    А выдавший секрет наказан сотню раз.
  • О том, что ты с трудом решил в себе хранить,
    Не торопись легко сопернику излить.
    Сокрытое в себе всегда сказать успеешь,
    А что успел сказать — уже не сможешь скрыть.
  • В пяти вещах на свете счастье скрыто, —
    Сошлись во мненьи светочи наук —
    Надёжный мир, покой, здоровье, благо
    И преданный тебе навеки друг.
  • Щедрость — это одарение без корысти и требования отдачи, даже если эта отдача или возмещение явились бы искренним восхвалением или великой благодарностью за благодеяние.
  • У одного щедрого человека спросили:
    — От того, что ты отдаёшь нуждающимся и осыпаешь нищих добром, появлялась ли когда либо в душе твоей гордыня и желание услышать благодарность от бедных?
    — О нет, — ответил он, — моё стремление раздаривать добно действию половника в руках повара. Хотя дает, а половник разливает, однако он не думает, что делает.
  • Мудрецом называют того, кто постигает сущность вещей настолько, насколько может, и применяет свои знания соответственно необходимости.
  • Увидели муравья, с превеликим трудом тащившего саранчу, которая была в десять раз больше него.
    Сказали удивлённо:
    — Посмотрите на этого муравья. Как он, такой немощный, тащит эдакий большой груз?!
    Услышав эти слова, муравей засмеялся и сказал:
    — Силой благородства души и чувством чести мужественные переносят любые тяжести, а не мощью тела и дородством.


Похожие статьи: