Пьер Бейль
Французский философ
Родился: 18.11.1647 г. Умер: 28.12.1706 г.
ДОМИНАНТА ОРИГИНАЛЬНОСТИ:
- Человек — орешек, который всего труднее раскусить всем создателям философских систем. Он представляет собой камень преткновения и для верных и для ложных взглядов.
- Страх перед Богом не исправил никакую из человеческих испорченностей.
- Нет бессмыслицы, в которой нельзя было бы не заподозрить ум человеческий.
Мысли
Человек — существо разумное, не спорю, но не менее верно, что он почти никогда не поступает сообразно своим принципам.
Если все взвесить, то окажется, что утверждать, будто не существует истины, то же самое, что утверждать, будто она существует, но мы вовсе не обладаем средством отличить ее от заблуждения.
Ведь верно, что те, кто пренебрежительнейшим образом критикует мыс- ли ближнего, весьма снисходительно относятся к собственным мыслям.
Существуют благородные дела, совершать которые прекрасно и похвально не по причине пользы, каковая от этих дел последует, а потому, что дела эти согласны с разумом.
Те, кто знает, что такое философия, будут вечно изумляться, видя, как в течение веков авторитет Аристотеля до того почитался, что если один из участников диспута цитировал отрывок из этого философа, то человек, отстаивавший противоположный тезис, не осмеливался сказать transeat (опровергаю!) Необходимо было, чтобы он либо отрицал подлинность цитаты, либо по-своему ее истолковывал.
Мне представляется вполне возможным, чтобы, оказавшись в большой опасности, обращались к богу с обещаниями и просьбами даже люди, ничего положительно не решившие ни относительно существования бога, ни относительно его несуществования. Однако это состояние почти всех неверующих. Они сомневаются,существует ли бог; они не знают ясно, существует ли он на самом деле; но они не знают ясно и того, что он не существует.
Большинство метафор надлежит применять лишь до известного предела.
Я не знаю, можно ли утверждать, что вовсе не существует дерзости, как бы бессмысленна она ни была, которая не учила бы нас истине.
Человеку свойственно слишком мало учитывать одни обстоятельства и чрезмерно учитывать другие. Если рано умирает дурной человек, плохой муж, на это вначале обращают внимание, но затем забывают. Если смерть скашивает, как траву, очень порядочного человека, доброго мужа, к этому относятся с большим вниманием, этого не забывают, память в этом случае является хорошим реестром. Быть может, умирает столько же детей в соответствии с желаниями их отцов и матерей, сколько единственных, обожаемых сыновей. Смерть первых не вызывает никакого шума, об этом думают мало, а смерть вторых вызывает тысячи воплей, тысячи размышлений. Кроме того, надо знать, что люди более склонны жаловаться на свою судьбу, чем восхвалять ее, и что они ошибочно воображают в тысяче случаев, что ближние более благоденствуют, чем они…
Бесчувствие мертвых скорее выигрыш, чем потеря, ибо таким образом достигается освобождение от несчастий этой жизни. Независимо от того, превосходят ли несчастья этой жизни ее блага, как думали многие, или они только равны друг другу, быть бесчувственным — преимущество, так как нет ни одного человека, достаточно понимающего свои интересы, который не предпочел бы четыре часа хорошего сна двум часам, заполненным удовольствиями, и двум часам, заполненным неприятностями.
Чем в меньшей степени вечное блаженство будет являться вознаграждением, тем более будет оно отмечено печатью бесконечной доброты.
Если предположить, что перводвигатель отсутствует, то создание Вселенной невозможно.
Мне кажется, не ошибаются те, кто считает, что Спиноза запутался в бездне противоречий, так как он не смог понять ни того, что материя вечна и отлична от бога, ни того, что она создана из ничего, ни того, что бесконечный и совершенно свободный дух, создатель всех вещей, смог создать такое произведение, как мир.
Мало тех, кто изучил бы учение Спинозы, а среди изучивших мало тех, кто понял бы его и не отверг. Спиноза все время противоречит самому себе, плохо доказывает то, что он должен доказать, не дает доказательств там, где они требуются. Он непоследователен в своих заключениях, он, может быть, единственный, кто свел божество к убожеству.
Существуют правила рассуждения, не зависящие от воли человека. Правила силлогизма справедливы и истинны не по той причине, что людям понравилось установить их. Правила силлогизма справедливы и истинны сами по себе, и всякая попытка ума человеческого выступить против сущности этих правил и их атрибутов была бы тщетной и смешной. Софист может сколько угодно путать эти правила и нарушать их, его все равно принудят подчиниться законам рассуждения, он не сумеет отклонить решение их суда. И если его доказательства не согласуются с правилами силлогизма, он будет без всякого снисхождения осужден и покрыт позором.
Каждый располагает словарем по своей прихоти, начиная с того, что выдвигает положение: я прав, а вы заблуждаетесь.
Даже для величайших философов вопрос о природе бога был темным.
Пункт, в котором совпадают мнения всех людей, можно найти без труда при условии, что мы удовлетворимся общим утверждением: бог существует, бог создал мир, бог управляет миром и определяет исход событий… Но начните расширять перечень утверждений о боге и вы увидите, как начнет разрастаться несогласие.
Истинное средство победить разум есть познание того, что если он способен изобрести возражения, то он не способен найти их разрешение, и, коротко говоря, не разумом утвердилось Евангелие…
В мире больше зла, чем добра.
Лучшие доказательства, приводимые в пользу свободы, — это те, которые утверждают; что без нее человек не мог бы грешить.
Мораль дает общие принципы поведения, оставляя без внимания конкретные обстоятельства.