Навои, Низам ад-дин Мир Алишер
Поэт, мыслитель и государственный деятель
Родился: 1441г. Умер: 1501г.
ДОМИНАНТА ОРИГИНАЛЬНОСТИ:
- Люди, привязанные к этому миру, сами в себя влюбляются и считаются лишь со своим мнением. Человеческий род невольно претендует на превосходство и не осознаёт своих пороков.
- Речь — одно, смысл — другое, об этом размысли:
Тот, кто занят словами, не ведает мысли.
Мысли
- Замок — тело, знай, что сердце в нём — зеркало:
Созерцай красу шаха в зеркале.Если это зеркало не отполировать сначала,
Тот царь-гнев бросит в него отражения.
- Старайся этот мир покинуть так,
Чтоб без долгов расчесться с пережитым.Из мира, не закончив дел, уйти —
Не то же ль, что из бани — недомытым?
- Кто сокрушил в себе прибежище гордыни,
Богатства вечности даны тому отныне.А если гордость та во мне нашла обитель,
Найдётся ль для богатств другой хранитель?
- От любопытных тайну береги:
Не возвратишь, коль слово с уст слетело.Ведь вздох последний тоже не вернёшь,
Когда уйдёт дыхание из тела.
- Всё отдать, себя лишая, — это щедрость свыше мер,
Сделать то же, только молча, — это мужества пример.
- У хвалящих себя ум всегда не в достатке,
Славен тот, кто свои признаёт недостатки.Не страдает достойный хвалительным зудом,
Лишь порочный привычен к таким пересудам.
- Настоящее сердце — для Бога жилище,
А без Бога и сад — не красней пепелища!
- Если низкий познает порыв величавый,
Он достигнет высот и сдружится со славой.
- Одолеет преграды душевная сила,
Если спесь и гордыню в себе подавила.Чтобы всё одолеть в себе силой духовной,
Непреложно поверь в её смысл безусловный.
- Больно ушибается тот, кто много спотыкается; тот, кто много говорит, сбивается с Пути.
- Много говорить — это хвастать словами, много есть — значит быть руководимым страстями.
- Скупой не попадёт в рай, если даже он из рода пророков, щедрый не попадёт в ад, если даже он раб пороков.
- Человек без великодушия — не человек, потому что человек, обладающий телом без души, не живёт.
- Путём терпения многие трудные задачи находят решение.
- Не воспитывать способного — несправедливо, воспитывать неспособного — напрасный труд.
- Тот, кто расспрашивает о том, чего не знает, проявляет свою учёность; тот, кто стыдится расспрашивать, показывает свою глупость.
- Собака — низкая тварь, а человек достоин двух миров, но верная собака лучше вероломных и неверных людских сынов.
- Если духу от скверны избавиться надо,
Это просто, о ты, неразумное чадо!В покаянье — тебе избавленье от бед,
Среди мрака терзаний — немеркнущий свет.Грязь греха никому ведь чужда не бывает,
Чистоты без греха никогда не бывает!
- Если каясь, томишься ты в горьком стыде,
Путь добра избери, о погрязший в беде!А печаль обретёшь — сердце благостью радуй,
И свобода для сердца пребудет наградой!Лишь благие из мук сотворяют усладу,
Им дано в безотрадном провидеть отраду.
- Кто и ночью и днём у злонравия в путах,
Тот обрёк себя жить в испытаниях лютых.Кто велениям нрава послушен, как раб,
Будет тот и в великом ничтожен и слаб.Кто без прихоти нрава не молвит и слова,
Всё свершит он, что нрав пожелает дурного.
- Зло невежества — вот в чём беда человечья,
От него — и злонравье, и в душах увечья.
- Если будет желанное познано вами,
Это — лучше владения всеми мирами.
- Даже людям красою хвалиться не след:
Кто кичится — в том свойств человеческих нет.Красота — в добром деле, в деянии смелом,
Мужу дарится слава страдою и делом.
- Званье мужа даётся трудом и раденьем,
Тот не муж, кто кичится своим облаченьем.Мужа красят поступки — деянья добра,
Даже если одежда на нём и стара.
- Только тот может зваться могучим и смелым,
Кто за цель свою бьётся душою и телом.
- Если муж ты, то вот тебе море свершений,
Окунись в него смело и стань совершенней.
- В единенье душа — словно жемчуг чиста,
Словно створки жемчужниц безмолвны уста.
- Тайна тайн нашим душам ещё не блистала,
В нас невежества много, а знания мало.
- Если ведаешь ты, чьей являешься тенью,
Мощь и сила даны твоему разуменью.
- И чьё сердце любовью к красе воспылало,
Тот и сам — как подобное солнцу зерцало.
- Поразмысли и ты: сердце — это зерцало,
Чтобы в нём красота отраженьем мерцала.
- Лишь тогда красоту ты увидишь в зерцале,
Если дух свой к тому подготовишь вначале.
- Тот един лишь, кто душу и тело забыл.
- Тот, кто верен, не знает ни славы, ни срама,
Отрешён от людей, отрешён от ислама.
- Всякий жребий — притон ли, святыня святынь —
Предначертан судьбой, как ни брось, как ни кинь.
- Человеку со псом не сравниться никак:
Там, где верность нужна, люди хуже собак.
- Но и небо затмить может тучей ненастной,
Муха может взлететь выше птицы прекрасной.
- Свет и слава присущи благому порогу,
И не каждый к нему обретает дорогу.
- Сколь бы тело ни грызли страдания плоти,
Всё — не горе тому, кто усерден в заботе.Та забота — великое дело любви,
Кто не знал её — мужем того не зови!Ну а если любовь суть всего и основа,
Разве может быть рвение к ней у дурного?
- Ту красу полюби, чьё величие свято,
Её солнцу вовеки не ведать заката.
- Мысль Господней премудрости вверена тайнам,
Молкнет разум пред нею в смущенье бескрайнем.
- Мужа тешит заботой любая стезя,
Беззаботному доблестным зваться нельзя.Смелый радость создаст и из лютой невзгоды,
Зло добром одолеть — верный признак свободы!
- Тот, кому гнёт печалей был прежде неведом,
Человечность познав, приобщается к бедам.
- Надо долго влачиться дорогой бескрайной,
Чтобы слиться душою с заветною тайной.
- Кто обрёл своё благо в молитве смиренной,
Тот постиг в благодати и смысл сокровенный.
- Бог страшней наказанья не создал, — заметь, —
Чем в грехе своелюбья навек захиреть.
Своелюбьем грешить — значит с дьяволом слиться,
И тогда твоё сердце ему покорится.
- Если в сердце лишь чуждое, бренное скрыто,
От него навсегда сокровенное скрыто.А изымешь из сердца всё чуждое Богу,
И завеса откроет благому дорогу.
- Скуп душою себе только жаждущий блага,
И слывёт недостойным неправедный скряга!
- Те, кто хвалит себя, от зазнайства убоги,
Им порок не даёт к совершенству дороги.
- Вечно помни Единого, думай об этом,
Хочешь радости — тешь себя думой об этом.А без думы о Нём все утехи души
И при мыслях благих не всегда хороши!
- Не сгоришь — не познаешь. Вот первая суть.
Если пеплом не станешь — желанье забудь!Если в жар отрешенья не бросишь ты тело,
Если всё, чем ты жив, в том огне не сгорело, —Нет сиянья мечтам и заветным стремленьям,
И вовек не спознаешься ты с единеньем.
- Для того, в ком любовь — совершенству порукой,
Безразлично равны единенье с разлукой.
- Кто закон единенья познал навсегда,
«Я» и «ты» — этих сутей в нём нет и следа!