Поль Анри Тири Гольбах

(Пауль Генрих Дитрих фон Гольбах)

Французский философ

Поль Анри Тири Гольбах

Родился: 08.12.1723 г. Умер: 1789 г.

ДОМИНАНТА ОРИГИНАЛЬНОСТИ:

  • Счастье человека всегда заключается в соответствии его желаний окружающей обстановке.
  • Слова Бог и Творение не содержат в себе никакого реального смысла и должны быть исключены из употребления.

Мысли

Если трон является источником блеска дворянского сословия, то он же скоро становится и орудием его разложения и порабощения.

    Природное неравенство людей делает невозможным и равенство их имуществ. Напрасны бы были все попытки сделать общей собственность существ, неравных по силе и уму, по предприимчивости и активности натуры.

      Силой удерживается правительство, установленное силой.

        Побуждения, лежащие в основе самых крупных событий этого мира, в глазах разума кажутся ничтожными! Споры о морали, ребяческие побуждения, раздоры, плохое настроение министра такого-то или госпожи такой-то, наглость посла, грубость пирата, неправильно понятое слово — этого достаточно, чтобы разжечь в стране огонь войны!

          О, если бы разные государства, из которых состоит земной шар, были бы маленькими и если бы они были пропорционально таланту тех, кто ими управляет!

            Редко можно увидеть, чтобы приобретения и завоевания компенсировали затраченные на них расходы; политика государей ограничивается обыкновенно приобретением мелочей ценой больших затрат. Самые блестящие успехи обычно только сокращают реальные силы.
              Даже самые счастливые войны отнюдь не приводят к миру.
                Недостаточно быть богатым, чтобы быть счастливым, надо еще уметь пользоваться богатством.
                  Авторитет церкви заключается в способности служителей бога с по-мощью тюрем, солдат и костров убеждать в правильности своих постановлений, в подлинности своих прав, в мудрости своих мнений.
                    Мудрец на троне был бы счастливейшим из смертных.
                      Человек не свободен ни одну минуту своей жизни.
                        В мире царит несправедливость.
                          Если мы рассмотрим взаимоотношения человека с природой, то убедимся, что связывающие их обязательства не были ни добровольны, ни взаимны. Воля человека не играет никакой роли при его рождении. Обычно он вынужден умереть вопреки Своему желанию, а все его поступки являются необходимыми следствиями неизвестных причин, определяющих его волю. В руках природы он то же самое, что шпага в его собственной руке: если бы последняя выпала из его рук, то было бы странным обвинять ее в том, что она нарушила принятые на себя обязательства или выказала неблагодарность по отношению к ее владельцу. Человек может любить бытие только в том случае, если он счастлив. Но, если вся природа отказывает ему в счастье, он вправе покинуть место, где не находит для себя никакой опоры.

                            Находясь с детства во власти своих предубеждений, люди, коснеющие в предрассудках, считают необходимым во что бы то ни стало сохранять повязку, покрывающую их глаза, и бороться со всеми теми, кто пытается ее сорвать. Если их глаза, привыкшие к мраку, на мгновение открываются то свет причиняет им боль, и они с яростью набрасываются на того, кто подошел к ним с ослепляющим их факелом.

                              Советую прочитать:  Ибн ал-Фарид, Шараф ад-дин Умар б.Али Абу Хафс ал-Мисри ас-Саади


                              Похожие статьи: