Спарта и Афины. Особенности развития

Практически вся мировая культура, включая литературу, живопись, театр, кинематограф, стоит всего на двух основных опорах. И одной из них, безусловно, является культура Древней Греции или, как сами называли страну её жители — Эллады. Античные эллины оставили нам богатейшее наследство. Однако, как известно, Греция того периода не была единым государством, а подразделялась на множество (несколько сотен) самостоятельных полисов или «городов-государств». Вклад их в греческую культуру и историю был отнюдь не равноценен. Недаром большинство читательской аудитории знает из этих нескольких сотен только два полиса — Афины и Спарту. Подробнее об особенностях их развития можно прочитать вот на этом ресурсе: http://www.istmira.com/istoriya-drevnego-mira/440-osobennosti-razvitiya-sparty-i-afin.html, в столь коротком тексте удастся только показать очень общую картину этих сложных процессов.

Сходства между этими государствами немного, пожалуй, единственное, что их как-то объединяет — наличие различных категорий населения — полноправных граждан и жителей, урезанных в правах, наряду с настоящими рабами, да обязанность всех свободных в случае нужды брать в руки оружие. Различался даже этнический состав их населения — в Спарте полноправными гражданами считались исключительно потомки дорийских завоевателей Пелопонесса. Афины же населялись представителями другой ветви греческого народа — ионийцами. В Спарте даже рабство имело свои особенности, рабы, называвшиеся здесь илотами, не принадлежали обычным гражданам, которыми считались только мужчины  старше 20 лет, получавшие в пользование надел принадлежащей общине земли. Таких насчитывалось всего чуть более 9 тысяч человек. В Афинах же рабы находились и в частном владении отдельных категорий свободных граждан. Гражданам же принадлежала на праве собственности и большая часть земельного фонда.  Спартиаты в теории были равны между собой, граждане Афин после солоновских реформ делились на разряды согласно имущественному положению с разными правами. Большую часть истории афинского полиса в нём преобладала демократическая форма правления, в Спарте же имела место выраженная олигархия, при наличии народного собрания, апеллы, реальная власть принадлежала всего 5 эфорам. А архагеты, которых в русском переводе называли «царями», в реальности были просто военными вождями и выполняли некоторые сакральные функции. Политический строй спартанского полиса был весьма устойчивым, он мало менялся в течение практически пяти веков. Афины же периодически переживали бурные политические катаклизмы. На уровне действия конкретных механизмов общественной жизни отличия между этими городами-государствами были еще более выраженными. Однако оба полиса оставили в истории человечества неизгладимый след, который заметен даже сегодня, через два с лишним тысячелетия, прошедшие уже после того, как собственная история Спарты и Афин завершилась.

Советую прочитать:  Интернет-магазин одежды


Новые статьи: