Руми, Джалал ад-дин Мухаммад 6. Баха ад-дин Мухаммад ал-Балхи

Знаменитый персидский мистик и поэт, основатель и неформальный руководитель суфийского братства маулавийа

Руми, Джалал ад-дин Мухаммад 6.Баха ад-дин Мухаммад ал-Балхи

Родился: 1207 г. Умер: 1273 г.

ДОМИНАНТА ОРИГИНАЛЬНОСТИ:

  • Науку познаёшь с помощью слов, искусство — с помощью практики, а отчуждённость познаётся в компании.

Мысли

  • Вам присущи бесчисленные смены настроения, которыми вы не можете управлять. Вы могли бы овладеть ими, если бы знали их истинную причину. Если вы не можете определить источник собственных изменений, то как же вы сумеете определить те изменения, которые формируют вас.
  • То, что обычному человеку кажется камнем, для знающего является жемчужиной.
  • Голые сучья, кажущиеся зимой спящими, тайно работают, готовясь к своей весне.
  • Первоначально ты был глиной. Пройдя стадию минерала, ты стал растением. Из растения ты стал животным и из животного — человеком. В течение этих периодов человек не знал, куда идёт, но всё же был вовлечён в это длинное путешествие. И ещё сотню разных миров предстоит тебе пройти.
  • Мир скрытый имеет свои облака и дожди, но иные, чем здесь. Его небеса и солнечный свет иного порядка. Но всё это становится явным лишь для утончённого — того, кого не обманут кажущейся завершённостью обычного мира.
  • Пока раб целиком не покинет самого себя, нельзя достигнуть единобытия с Ним (Богом). Единобытие — это не перевоплощение, а это твоё не существование, ибо с помощью бессмысленных слов ложь не станет Истиной.
  • Возвышения добивайся путём терпения.
  • Если десять человек хотят войти в дом, но только девяти это удаётся, десятый не должен говорить: «Такова воля Господа». Он должен отыскать, в чём был его собственный недостаток.
  • Мудрость и знание существуют для того, чтобы можно было отличить дорогу от бездорожья. Будь дорога повсюду, мудрость была бы излишней.
  • Бог создал нас для того, чтобы при помощи нас была познана Истина.
  • Хадис Был я скрытым кладом, хотел быть познаваем, сотворил людей, чтобы мог быть познаваемым.
  • Пеший не может поспеть за арканом всадника, но раз он в него попал, то поневоле приходится ему бежать.
  • Нужна сначала восприимчивая почва, а затем уже наставления праведника; когда ты не способен понимать, какая же польза от прекрасных речей?
  • Глаза, уши и рот не делают фигуру человеком, так как те же черты есть и у изображений на стенах.
  • Не взирай на мир глазами вожделения; ведь и спина змеи украшена узорами, но яд её смертелен.
  • Большую надежду я возлагаю на близость с хорошими людьми, ибо люди со средствами что окажут беднякам?
  • Целью этого мира является человек, а целью человека — это мгновение, целью тела является обретение духа, а целью духа — регулирование чувств. Целью же регулирования чувств и органов является совершенствование сердца, а целью сердца является возлюбленная.
  • Без вина пьян, без еды сыт; обезумевший, забывший о еде и сне; король, надевший простую одежду; клад в развалинах; не из воздуха и не из земли; не из огня и не из воды; безбрежное море. Он обладает сотней лун и солнц. Мудрость его взята не из книги, истина сделала его мудрым.
  • Я утверждаю, что из всех видов человеческого скотства самое глупое, самое подлое и самое вредное — верить, что после этой жизни нет другой. В самом деле, если мы перелистаем все сочинения как философов, так и других мудрых писателей, все сходятся на том, что в нас есть нечто постоянное.
  • Среди людей сердца внешнее поведение существует внутри.
  • Можно ли суфия назвать религиозным человеком? Нет, он гораздо выше! Он выше веры и неверия — что для него заслуги и грехи? Он скрыт — ищите его!
  • Человека с завязанными глазами, никогда не видевшего прежде воды, опускают в воду, и он чувствует её. Когда повязку снимают, он узнаёт, что это такое. До того, как это произойдёт, он будет знать о воде только по воздействию, которое она производит.
  • Следи за внешностью, хотя она (сущность) — всё, ибо она (внешность) ведёт внутрь, к сущности.
  • Ощущения и думы засоряют путь истины, как мусор — чистую воду. Только разум, отстраняя этот мусор, очищает путь познания.
  • Пока ты здоров и силён, трудись! Труд и стремление не противостоят счастью наши клад. Не отставай от дела, и если ты наделён судьбой, то она найдёт тебя.
  • Нищий тот, у кого нет богатства, а человек веры тот, кто порицает своё тело.
  • Твои чувства подобны летучей мыши, стремятся они к Западу, а чувства, рассыпающие перлы, — к Вос-току. Эй, всадник, путь чувств — это путь ослов. Эй, ты, который находишься среди ослов, стыдись! Кроме этих пяти чувств — есть ещё пять чувств, похожих на красное золото, а те чувства — на медь. Как же купит знающий и понимающий на базаре медные чувства наравне с золотыми чувствами?! Чувства тела насыщаются пищей царства тьмы, а чувства души — солнцем. На некоторое время ты эти чувства промой водой очевидности; знай, что это и есть мытьё одежды суфиев. Как только ты предстанешь очищенным, разорвётся занавес, души очищенных возникнут перед тобой. Пусть даже весь мир будет полон лучей и изображений, только лишь глаз способен воспринять эту красоту. Если закроешь глаза и навостришь уши, чтобы видеть кудри и лицо красавицы, ухо скажет: «Я не в силах видеть картину. Если картина произнесёт звук, я пойму. Я знаток, но знаю лишь то, что под силу мне, а это лишь звук и буква». Если ты скажешь носу: «Созерцай эту красоту», то он не сможет… Но если ты освободишь от оков тело, то ухо и нос превратятся в глаза. Правильно заметил тот сладкоречивый падишах: каждый волосок посвященных превратился в глаз. Несомненно, что каждый человек создан благодаря соединению самого низкого тела и самой высокой души. Всевышний высшей силой объединил эти две противоположности.
  • Солнце душ расчленяется и распадается через окна тел. Когда посмотришь на диск солнца, он сам по себе, один. Но у человека, который охвачен телом, возникает сомнение. Расчленение свойственно душе животного. Суть единства же — в духе человека.
  • Мы сидим, но движемся, не меняя места, однако ты не видишь этого.
  • «Верх», «низ», «впереди», «позади» — являются свойствами тела, озарённая сущность души свободна от этих понятий.
  • Весь мир бежит… но различным образом. Бег человека — одного вида, а растения — другого, но полностью отличен от них бег души.
  • Посмотри на низины земли и на высоту неба… И для смены времён характерны две стороны: одну половину года земля становится целиной, а другую — цветёт. Сообразно подъём и спад времени; одна половина суток является днём, а другая — ночью… Од-ним словом, состояние всего мира таково: голод и обилие, война и мир… Вселенная на этих двух крыльях летит по воздуху.
  • Этот мир наполнен лучами солнца и луны, а он (человек) погрузил голову в колодец и спрашивает: «Говорят, будто существует свет, если это правда, так где же он?» Эй, высунь голову из колодца, посмотри вокруг, весь мир: запад и восток — озарён этим лучом. Но пока ты находишься в колодце, луч не достигнет тебя.
  • Жизнь в этом мире есть сон забвения, который отделяет человека от истинной действительности. Подобно тому человеку, который, увидев мгновенный сон, забывает родной город, где он жил годами, душа отдаётся иллюзии и сну этого мира и забывает свою истинную родину; не понимает, что этот разрушительный мир затмевает глаза, как облако закрывает звёзды.
  • Эй, брат, как ты можешь увидеть этот чертог, когда у тебя на зенице ока сердца — волосок. Очищай от волоска и болезни око сердца, и после постарайся увидеть. Кто очистит душу от страстей, увидит Его сущность. Так как Магомет был очищен от этого огня и дыма, он всюду, куда бы ни поворачивал лицо, лицезрел Бога.
  • Он (Бог) скрыл море и показал нам пену, скрыл ветер и показал пыль… Ты видишь, как поднимается ввысь пыль, но не видишь ветра… Пену воспринимаешь чувством, а существование моря постигаешь с помощью аргументов.
  • Чтобы не овладел тобой страх разлуки, следует превратится в Солнце.
  • Арифы не обращают внимания на оба мира, так как они без посева собирают урожай. Они опираются на бездействие, и за них дело делает Бог.
  • Как странно, что душа свою родину и те места, где она родилась и выросла, даже не вспоминает. Этот мир, будто сон, закрыл ей глаза, как облако закрывает звёзды. Хотя душа обошла столь много городов, она всё ещё не очистилась от пыли их познания.
  • Внешне тело стоит выше, чем душа, но на самом деле лишь душа возвышает и облагораживает всё. Тело перед морем души — капля. Но и тело (форма) имеет большую ценность, и само оно является местом почести и уважения, оно есть друг внутренней сущности. Как без сердцевины непригодна кора, так и сердцевина непригодна без коры. Точно так же, как зерно, посеянное без оболочки, не прорастает, но вырастает в большое дерево, если посеешь в оболочке. С этой точки зрения, тело имеет большое значение. Без его помощи не сможешь совершить ни одного дела и достичь цели.
  • Для человека разум является и руками и крыльями для взлёта. Когда не обладаешь им, тогда избери путеводителем разумного. Ты будь хоть победителем, хоть искателем победы, будь хоть видящим, хоть ищи видящего, без ключей разума не сможешь открыть эту дверь, — (она) не откроется, старание твоё напрасно.
  • Каждый враг является для тебя лекарством, химией. Он приносит тебе пользу: успокаивает сердце, поскольку от него убегаешь и отдаёшься уединению, и ожидаешь милости Бога.
  • Человек внешне является частью мира, но, с точки зрения атрибутов, он есть основа мира. Внешне человека беспокоит комар, но внутренне он завоёвывает небо.
  • Если на созидание Вселенной потребовалось шесть дней, то на сотворение человека сорок лет.
  • На свете не существует абсолютного зла. И знай, что плохое — это относительное явление. Ты не найдёшь ни одного яда, ни одного куска сахара, которые для одного человека не были бы ногой, а для другого — оковами. Да, именно так, для одного они являются ногами, для другого — оковами, для одного — сахаром, для другого — ядом. Змеиный яд для змеи — это жизнь, а для человека — смерть! Для морской фауны море словно сад, а для обитателей земли оно — смерть.
  • Почти невозможно, чтобы не было зла в этом мире. Некоторая необходимость требует наличия на свете чистой воды и мочи.
  • Знай, что внешняя форма уничтожится, но мир идей вечен. До каких пор ты должен играть в посуде с отражённой картинкой? Брось ты эту картинку, иди к реке. Ты постиг форму, но не понимаешь смысла, если ты умён, извлеки из раковины жемчуг.
  • Если хочешь построить новое, должен разрушить старое; если пшеница не обмолочена, как выпечь из неё хлеб?
  • Человек похож на текучую воду: как только она замутится, её дна не увидишь, а дно реки полно жемчугов и кораллов. Осторожно, не мути, он чист и прозрачен. Душа человека похожа на воздух: как только смешается с пылью, она становится завесой неба, мешает лицезреть солнце; но когда пыль исчезнет, воздух станет ясным и прозрачным.
  • Основная цель рода человеческого заключается в том, чтобы очиститься и отполироваться, стать чистым зеркалом, дабы яснее отразить субстанцию солнца. Поэтому человек всегда должен совершенствовать себя, а не развивать свои отрицательные стороны. Он словно сосуд, сделанный из стекла или глины. Необходимо вымыть его снаружи, но ещё усерднее следует промыть его изнутри, так как Божьим вином наполняются лишь чистые сосуды.
  • Смертный умер один раз: покинул этот мир, пере-селился. А суфий умирает сто раз.
  • Обязанность совершенного человека как медиатора заключается в том, чтобы показать твою истинную природу, напомнить тебе твоё Божественное бытие. Он является для обычного человека как бы зеркалом, в котором последователи могут увидеть своё лицо. Если люди в нём лицезреют скверную внешность, это их отражение; если видят внешность Марии, то это тоже отражение. Поскольку они (совершенные люди) очищены от всяких форм, они отражают лишь твоё лицо.
  • Если даже экзотерист полетит криво, ты всё таки следуй за ним, так как наконец он доведёт те стороны эзотеризма. Вначале каждый человек является лишь формой, а после обогащается он душой, моральной и духовной красотой.
  • Один выдох человека стоит целой души, упавший с него волосок — целого рудника. Есть люди на свете, повидать которых, не говоря уже о близости с ними, стоит целого богатства мира.
  • Так как Божье слово не арабское, не персидское и не древнегреческое или же сирийское, оно очищено от звуков и от голоса.
  • Не рви свои крылья, а изгони из своего сердца любовь к миру. Чтобы началась война, для этого требуется враг, если не будет врага, война невозможна.
  • Если не будет страсти, невозможна будет и покорность Богу. Если у тебя нет желания, тогда нет и терпения, если у тебя нет врага, для чего же тогда отряд. Смотри, не превращай себя в евнуха, не делайся монахом, так как отречение и воздержание — это противовес страсти. Если не существует страсти, от неё невозможно воздержаться.
  • Страсть возникает от еды, — ешь мало или же женись, и отстранишься от зла.
  • День и ночь стараешься ты, чтобы совершенствовать моральные свойства женщины. Нечистоты женщины хочешь очистить собой. Лучше, если ты очистишь самого себя ею, так как тогда ты очистишь её вместе с собой. Очищай самого себя из-за неё, и иди к ней… Монахи ведут жизнь отшельника, поселяются на горе и не женятся на женщине, и так отрекаются от мира сего… Всевышний указал истинный путь пророку, да прославит его Аллах. Каков этот путь? Желать женщину, тянуть с ней лямку, слышать от неё нелепости, держать её в узде, жениться на ней ради совершенствования и очищения своего. Истинно, ты владеешь прекрасными и великими качествами.
  • Эй, ты, с грязным телом, вокруг бассейна ходи! Тот, кто находится за бассейном, как он очистится? Такой человек находится далеко от своего внутреннего очищения. Не имеет предела чистота этого бассейна, тогда как чистота тела очень ограничена, так как сердце является бассейном, но скрытым. Этот бассейн имеет тайную дорогу к морю. Твоя ограниченная чистота нуждается в помощи, а то, что можно сосчитать, то можно и истратить. Сердце испачкалось в грязи бассейна тела, то тело очистилось водой бассейна сердца. Эй, сынок, вращайся вокруг ступени сердца, остерегайся дна бассейна тела. Море тела и море сердца связаны друг с другом, но не смешаны, между ними находится пространство. Хоть будь правым, хоть будь неправым, ты всё таки ползи вперёд в сторону сердца, не отставай!
  • Ты внешне почти как истукан из чёрного железа. Но полируй, полируй, полируй себя, чтобы твоё сердце превратилось в зеркало, полное картин; чтобы оно отражало красавиц серебротелых. Хотя железо чёрное, лишённое всякого света, полировка снимает с него ту черноту. Поверхность полированного железа становится такой утончённой, что она отражает картины. Созданное из земли тело является тёмным и грубым. Полируй его, так как оно поддаётся полировке Полируй, чтобы в нём показались тайные формы, отразились образы гурий и ангелов. Знай, что Бог даровал тебе способность полировать разум, чтобы ты смог с его помощью очистить сердце. Эй, без молитвы ты ограничиваешь полировку и развязываешь руки страстям. Если ты осилишь страсть и желание, то тогда развяжешь руки полировке. На поверхности железа, превратившейся в зеркало высшего мира, отражаются все формы. Если ты превратил своё нутро в черноту и ржавчину, тогда станет ясным смысл стиха Корана: «Смуту сеют на свете».
  • Эй, ты, который обнаружил множество пороков у других людей, знай, что твои свойства видны в них. В них отразилось твоё бытие, лицемерие, твоя несправедливость, твоё сильное опьянение. Ты — это он, и причиняешь себе зло. Ты в тот же миг сам себе готовишь проклятье. Ты не видишь, очевидно, в себе эту порчу, а то стал бы врагом самому себе. Ты нападаешь на самого себя. Эй, ты, невежда, как лев, нападаешь ты на своё отражение. Когда ты постигнешь основу своих свойств, тогда догадаешься, что эта низость присуща тебе самому… Эй, ты, который заме-чаешь чёрное пятно на чужом лице! То, что ты видишь, это отражение твоего родимого пятна, не пренебрегай им. Разве не от пророков идёт весть, что верующие являются зеркалами друг другу.
  • Если кто нибудь говорит хорошее о другом человеке, это хорошее вернётся к нему. На самом деле он хвалит себя. Это похоже на человека, разводящего вокруг своего дома базилик и розы. Оглядевшись во-круг, он всегда будет видеть розы и базилик; он будет находиться всегда в раю. Человек должен сделать своим свойством — говорить хорошее о других. Если он о других говорит хорошее, он становится также любимым для других. Когда тот вспоминает его, то вспоминает любимого человека… Но если о других говоришь дурное, то заслуживаешь их ненависть. Когда представят или вспомнят подобного человека, то будто бы увидели змею, скорпиона или колючку… Когда можешь видеть день и ночь цветник роз, сад Ирема, почему бродишь по местам, где водятся змеи и колючки?! Будь другом для всех, чтобы пребывать всегда среди роз. Если станешь враждовать со всеми, то поднимутся перед твоими очами враги, днём и ночью будешь бродить по местам, кишащим змеями. Святые любят всех, со всеми дружат, всех считают добрыми людьми, они это делают не для других, а для самих себя.
  • Око, способное видеть море, — одно; а только пену — нечто другое. Брось око пены, гляди оком моря.
  • Слово в глазах человека, знающего ему цену, — великая вещь; оно ниспослано с небес и не унизится; когда занавес поднимется и слово появится, ты увидишь, что оно — атрибут Господа-Творца… Слово — плод Божественного учения и творит Божье дело.
  • Любая наука, приобретённая образованием и восприятием мира, является «наукой тела». А та наука, которая приобретается после смерти, есть наука веры и религии. «Я есмь Истина» — знание этого принадлежит сфере «науки тела», но испытать и перевоплотиться в состояние «Я есмь Истина» — возможно только через «науку религии». Увидеть огонь и свет факела — это «наука тела», а растаять в этом свете, сгореть в огне факела — это уже «наука религии». То, что подлежит видению, переживанию, относится к «науке веры», а то, что изучаемо, является «наукой тела». Ты говоришь: истинная наука — это видение, остальные науки лишь иллюзия и плод воображения.
  • Желания и удовольствия сего мира похожи на лестницу. Ступени лестницы не являются местами отдыха или сидения, а являются местами подъёма и перехода. Какой счастливец тот человек, который быстрее пройдёт их, быстрее проснётся и укоротит этот длинный путь, и не растратит свою жизнь на ступеньках лестницы.
  • Солнце показывает всё, что мы хотим видеть… В этом и заключается цель его луча… Но это солнце показывает малопригодные для дела вещи. То солнце, которое показывает полезные и пригодные для дела вещи, является истинным солнцем. Это солнце — частица и метафора истинного солнца. Вы тоже с помощью вашего (вторичного) ума воспринимаете луч солнца; пожелайте луч науки, чтобы для вас стало ясным всё, что лежит вне поля вашего зрения, таким образом, пусть расширится кругозор вашего знания. Вы постараетесь от каждого учителя, от каждого друга узнать что либо, и, таким образом, поймёте, что кроме этого, зримого, солнца существует и другое солнце, которое создаёт понимание и истину. Эта вторичная наука, на которую вы опираетесь и гордитесь, является частицей и лучом той большой науки. Этот луч призывает тебя к той большой науке, к тому истинному солнцу.
  • Ты увидел движение пены, это незначительно. Но чтобы ты смог лицезреть море, для этого требуется изумление. Кто видит пену, тот говорит о таинствах, а узревший море впадает в изумление. Кто видит пену, у того пробуждается желание, а тот, кто созерцает море, в море же превращает своё сердце. Кто видит пену, тот начинает считать, а кто — море, того покидает воля и желание. Кто видит пену, тот начинает действовать, а кто море — тот теряет разум.
  • Прозорливость разума и понимание похожи на пловца в море. В конце концов он утонет, мало кто спасётся. Перестань плавать, откажись от зависти и надменности: это не ручей и не река, — это море, притом безграничное, беспредельное, которое может поглотить, как крохи, семь морей… Продай разум и купи изумление, так ка проницательность ума является мыслью, а изумление — видением.
  • Эй, сынок, любое сомнение жаждет истины. Чем больше растёт оно, тем больше размах его крыльев, и тем сильнее машет оно ими. Когда (человек) постигнет науку, крылья у него превращаются в ноги, и он чувствует благоухание Истины и начинает воспринимать её, так как на этом пути испытания наука стоит ниже, чем истинное познание, и выше, чем раздумье. Знай, наука ищет и жаждет Истину, а поиск этой Истины есть ясновидение Истины… Несомненно, как видение рождается от истинного познания, так иллюзия — от раздумья и сомнения.
  • Разум великолепен и желателен до тех пор, пока он не приведёт тебя к вратам Господа. Но едва ты достиг этих врат, оставь разум… Отдай себя в руки Господа: теперь бесполезно спрашивать, «как» и «отчего».
Советую прочитать:  Фридрих Энгельс


Похожие статьи: