Петрарка Франческо
Итальянский мыслитель, поэт
Родился: 20.07.1304 г. Умер: 17 — 19.07.1374 г.
ДОМИНАНТА ОРИГИНАЛЬНОСТИ:
- Авось меня как-нибудь потерпят среди живых, а когда я покину землю, мои писания, может быть, выйдут наружу и покажут, что я был учеником истины… И кто знает, не я или сам с моей негодующей и не боящейся призраков душой проложу путь имеющим волю идти вперед?
- Я — пока еще один из многих, хоть и неотступно стараюсь всеми силами стать одним из немногих.
- Мне достает заботы об одной своей душе; о, если б меня хватило хоть на это.
- Не хочу вождя, который бы меня связывал или стеснял: вождь вождем, но пусть при мне останутся и глаза, и свое мнение, и свобода; пусть мне не мешают ни идти, куда хочу, ни оставлять кое-что без внимания, ни пытаться достичь недостижимого; пусть разрешат ходить и по кратчайшей и — если хватит терпения — по более ровной дороге, и спешить и медлить, и отклоняться с пути и возвращаться назад.
- Кажется, один я, или по крайней мере первым во всей Италии, я изменил стиль отцов в наших краях, стиль изнеженный и расслабленный, вернув ему мужество и крепость.
Мысли
Жизнь человеческая на земле не просто воинское служение а бой.
Если даже желудок одного и того же человека не всегда просит одной и той же пищи, более ум не должен всегда питаться одним и тем же стилем.
У всех одно правило: гнушаются читать что бы то ни было, если хоть раз в жизни видели автора.
Личное присутствие вредит славе.
От великих, чтимых и наученных опытом жизни людей мы знаем, что красиво говорить доступно немногим, а жить доброй жизнью — всем, и однако большинство людей к первому льнет, второго избегает; таково свойство человеческой природы — браться за сложное и жаднее всего тянуться за тем, что труднее всего достать.
Я понял, что не только людям, но и писаниям выдающаяся форма иногда вредит и надо во всех вещах стремиться к умеренности.
Если судьба и бывает к кому-то дружественной, то только для того, чтобы потом по-свойски обмануть. Она всегда возносит только для того, чтобы больней было падение. Впрочем, веселиться от удачи — лишь одно из человеческих заблуждений, которым нет числа.
Часто зло известнее добра, и страшный ураган знаменитее ясной погоды.
Природа установила неопределенный конец жизни, чтобы всегда верилось в настоящее и ближайшее будущее.
Часто многим сила стыда приносила то, чего не давала сила духа, часто зрители больше способствуют преодолению бездействия, чем доблесть.
Когда-то я думал, что без женской близости мне не обойтись, а теперь я ее боюсь хуже смерти, и хоть меня часто тревожат самые злые искушения, но едва вспомню, что такое женщина, все искушения тут же исчезают, и ко мне возвращаются мои свобода и покой.
Чтить сильных — дешевая услуга, настоящее величие души — оказывать помощь слабым.
Любовь великолепно умеет убеждать.
Убогие и темные люди почти все делают в тайне — для счастливых нет укрытия, нет умолчания.
Нехватка придает достоинства вещам: будь земля на каждом шагу усеяна жемчугом — его начнут топтать, как гальку; будь фениксов что голубей, — погибнет слава редкостной птицы; покрой бальзамовое дерево все горные склоны — бальзам станет плебейской жидкостью; у всех вещей с увеличением числа и массы настолько же падает цена. И наоборот, от нехватки самые низменные вещи бывали драгоценными: так среди жаждущих песков Ливии чуточка влаги в руках римского полководца вызывала всеобщую зависть; так при осаде Казилина в цене было безобразное животное, крыса; так — что уже превосходит всякий род безобразия -подлейшие люди часто расцветали из-за одного отсутствия мужей; примеров не привожу, потому что перо отказывается выводить гадкие имена, да и нужны ли примеры?
Носители громкого имени философов либо с надменным высокоумием разыскивают причины вещей, гнушаясь знанием того, что есть Бог, творец всех вещей, либо в своих речах расписывают добродетель, а в своей жизни разрушают её.
Разве не любопытно: кто предпочтет иметь изображение красивого врага, а не неказистого друга?
Против напора судьбы служит щитом мужество, боязливых можно считать безоружными, чем больше страха, тем больше опасности; бегущих судьба теснит, лежащих топчет, стоящих не может растоптать…
Для человека нет ничего естественней труда, человек рожден для него, как птица для полета и рыба для плавания.
Многое несет с собой новый день, никакой поворот судьбы не вечен, помощь часто приходит с неожиданной стороны, отчаяться никогда не поздно, избавление нередко бывает неожиданным.
Почти всегда мудрость и сила ходят врозь: та прозябает, когда эта цветет, а когда та пробуждается, эта увядает, — иначе человеческие начинания были бы удачливей, исход предпринятого благоприятней, а пока что, увы, человек только тогда обычно начинает знать, когда перестает мочь.
Насколько у воспитателей души больше заслуг перед нами, чем у воспитателей тела, поймет всякий, умеющий назначить тому и другому справедливую цену и признающий, что первое — бессмертный, второе — шаткий и временный дар.
Я оплакиваю всеобщую участь, видя, как постыдным искусствам достаются награды благородных…
Умелое мастерство скрывает промахи, неопытность их вскрывает. Дайте неисправного коня умелому и опытному всаднику — недостатки скрадутся, посадите неопытного — все выступят наружу; поручите неправое дело незаурядному защитнику — он выгородит его несправедливость в цветистой речи, выведите на трибуну неумелого стряпчего — заодно с беспомощностью оратора объявится неправота дела.
Нет ничего настолько исправного, чтобы в нем не было ошибок.
Можно занимать у другого ум, занимать блеск, но удерживаться от повторения слов: первое подобие скрыто, второе выпирает наружу; первое делает нас поэтами, второе обезьянами.
Всякий умирающий старик, потому что для каждого конец жизни — его старость; но мало кто умирает созревшим, никто — много пожившим, кроме разве тех, кто убедился, что нет никакой разницы между кратчайшим и самым долгим, однако тоже конечным временем.
В делах человеческих нет ничего совершенного, нет смертного, которого самый робкий критик не нашел бы за что потрепать.
За свою жизнь я убедился, что всего больше и всего незаметней отнимают время разговоры с друзьями; друзья — великие грабители времени…
Не терпеть нужды и не иметь излишка, не командовать другими и не быть в подчинении — вот моя цель.
Раз нельзя быть внешне тем, чем хочешь быть, стань внутренне таким, каким должен стать.