Аль-МААРРИ АБУ-ль-АЛЯ
Сирийский мыслитель, поэт
Родился: 28. 09. 979 г. Умер: 1057 г.
ДОМИНАНТА ОРИГИНАЛЬНОСТИ:
- Многим смысл бытия разъясняет могила, а меня жизнелюбие опустошило.
- Добро увядает, а зло процветает, и держит неправедность тронную речь.
Мысли
Как научиться управлять страстями,
Когда они от века правят нами?
Возможное порою невозможно —
Что просто одному, другому сложно.
Ведь любой властелин не угоден народу,
Даже тот, что ему поступает в угоду.
Наши души чистейшими были когда-то,
Но со временем их испоганило злато.
Ты хочешь излечить дурные нравы,
Не тщись — лекарства нет от сей отравы.
Все люди — словно братья-близнецы,
И все они злонравья образцы.
Нет человечьей пакости конца,
Средь морд звериных не найти лица.
Как вал влечет к скалистым берегам —
Так смертного влечет к дурным делам.
Напрасно тщится ум исправить род людской!
Не справиться ему с задачею такой.
Человек благородный везде отщепенец
Для своих соплеменников и соплеменниц.
Когда присмотришься к живущим на земле
Что человек, то нрав. Но все равны во зле.
Неправда на земле царит с начала дней
И в ярости казнит мудрейших из людей.
Мы все по природе своей подлецы,
И волку не свойственна кротость овцы.
И ближний, как чужак, порой наносит рану
Благоразумие да будет вам в охрану.
Людские нравы — ты отведай их,
И горечь вмиг коснется губ твоих.
Не верь тому, что люди говорят,
В словах — неправды смертоносный яд.
Никогда не завидуй избранникам благополучия.
Жизнь их не бесконечна, и все мы зависим от случая.
Пусть бедствует старик. Должно быть, жизнь права:
И львята никогда кормить не станут льва.
В земной обители без кровли мы живем;
Невзгоды без конца идут сплошным дождем.
Если люди низки по природе,
Можно ль недобро считать грехом ?
Мы творим добро с большим трудом,
Но зато нам подлость нипочем.
Победило ль зло в борьбе с добром
Иль взаправду рождены мы злом?
Тельца златого я клеймил когда-то,
Теперь я понял, что молчанье — злато.
Отныне мйсли я держу в секрете,
Чтоб не пугали ближних мысли эти.
О человек, ничтожен ты и слаб,
Ты — плоти алчущей презренный раб.
Когда отчаяньем рассудок помрачён,
На средства мнимые рассчитывает он.
От знаний пользы нет, ум — тягостное бремя,
Неразумение доходней в наше время.
Сыны Адама, скверно вы живете —
В любви и ненависти вечно лжете.
«Я — чист!», — юнец упрямо повторяет,
Но жизнь грязна и чистого марает.
Крылья знаний меня от людей отлучили,
Я увидел, что люди — подобие пыли.
Так создан этот мир: один подходит к дому,
И дом освободить приходится другому.
Невежда к нам пришел, исправить нас хотел
Но с детства темный страх достался нам в удел.
Отдай просящему последнюю монету;
Всё, собранное впрок, рассеется по свету.
Пророки умерли, но западает в души
Остаток их речей, хоть и звучит все глуше.
Все, что случается, поистине похоже
На то, что видел мир, когда он был моложе.
Владеет царь бессчётными рабами,
Но сам давно порабощен страстями.
И тот, кто бел лицом, душою чёрен…
О люди — воронье на куче зёрен!
Заране мы своей не знаем доли —
Не мы, а рок распределяет роли.
Рожая, готовим мы смерть сыновьям,
Детей непокорность — возмездие нам.
Твердят, что дважды два, мол, не четыре,
Что господу нет места в нашем мире.
Соседский верблюжонок голодает,
А твой объелся — так всегда бывает.
Поманишь, обманешь, заставишь сражаться,
Надеясь, что в битве я шею сверну.
А впрочем, надевши доспехи проклятий,
Давненько ведём мы с тобою войну.
У всех водопоев нас ложь караулит,
И воду мутит, и толкает ко дну.
Годам к сорока мы глупеть начинаем,
Наш разум, слабея, отходит ко сну,
А жен отнимает то смерть, то измена —
Как речку, жену не удержишь в плену.
Среди лжецов я лицемером стал,
Как я от человечества устал!
Когда ты подхалим и лизоблюд,
Тебе на блюдце дружбу поднесут.
«Живи сто лет!» — твердят мне лжедрузья,
Но им была бы в радость смерть моя.
Судьбу попросишь: «Подружись со мной!» —
И повернется вмиг она спиной.
К ликующему много ближе гибель,
Чем так желанный для него предмет.
Ты ищешь выгод — ну а в чём есть прок ?
Твои стремленья — гибели залог.
О жалкая земля, обитель горя, плачь!
Тебя хулил бедняк и посрамлял богач.
Когда бы по делам господь судил людей,
Не мог бы избежать возмездия злодей.
Добивается благ только тот, кто привык
И в горячке держать за зубами язык.
Жизнь порождает страх, и люди, как во сне,
Летят во весь опор у страха на спине.
В ошибках каяться? Но поглядите сами:
Числом они равны песчинкам под стопами.
Твердят христиане: «Всесилен Христос».
Ну, как не дивиться той силе!
Какой бы всесильный безропотно снёс,
Когда б его смертные били!
Нам хвалят евреи свое божество,
О добром твердят Иегове.
Он добрый? Как странно! Тогда отчего
Он требует жертвенной крови?!
Обряды персидские дико смешны
Царю удивляюсь Хосрову*:
Ведь, чтобы «очиститься», персы должны
Умыться … мочою коровы.
Разумностью, логикой веры своей
И ты не хвались, мусульманин!
В дороге пройдя мимо сотен камней,
Лишь в Мекке целуешь ты камень.
Религия хитрым сплетением слов
Силки для людей расставляет,
Различны силки — неизменен улов:
Глупец в них всегда попадает.