Бальтасар Грасиан

Испанский философ

Бальтасар Грасиан

Родился: 08.01.1601 г. Умер: 06.12.1658 г.

ДОМИНАНТА ОРИГИНАЛЬНОСТИ:

  • Жизнь человека — борьба с кознями человека.
  • Я никогда не иду туда, куда идут все… Хочу войти туда, куда не входит никто… Хочу быть человеком.

Мысли

Жизнь — игра.

    Есть ли что-либо более удивительное, чем пиротехника и человеческая молния, которая гораздо опаснее молнии небожителей.

      Люди — притворщики.

        Дурён лицом, дурён делами.

          Лучше глупцом быть вместе со всеми, чем мудрецом в одиночку.

            Нынче от одного мудреца больше требуется, чем в древности от семе­рых.
            Натура и культура два стержня, на коих красуются все достоинства.
              Разум без благоразумия — двойное безумие.

                Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее.

                  Глупец тот, кого губит избыток ума.

                  Поступки — плоды помыслов. Были разумны помыслы — будут хоро­ши поступки.

                  Речи — тени поступков: речи женского пола, поступки- мужского.

                  Лучшая месть — забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожес­тва.

                  Презрения достоин высокий ум, примененный для низких целей!

                  Пошлые мнения весьма стойки, прочно укоренились, и многие люди, не поддаваясь заблуждению необычному, не сумели избежать общепринятых. Пошлость, к примеру, то, что каждый недоволен своей участью, даже весьма неблестящей,  зато доволен своим умом, даже весьма неблестящим.

                    Забывать — это скорее благодать, чем искусство. Что прежде всего надо бы забыть, о том больше всего помнишь.

                      Две вещи быстро приканчивают человека: глупость и распутство. Одни потеряли жизнь, потому что хранить её не умели, и другие — потому что не хотели.

                        Надежда — мастерица подделывать истину; пусть же трезвость ее сдер­живает, заботясь больше о полезном, чем о желаемом.

                          Лучший способ достигнуть желаемого — пренебречь. Когда ищешь чего-то, ни за что не найдешь, а как думать о том забудешь, само идет в руки.

                          Советую прочитать:  АЛЬ-ФАРАБИ Абу-Наср Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан Ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки

                            Желание — мера ценности. Хороший вкус советует даже телесную жажду разжигать, но не утолять; хорошо да мало — вдвойне хорошо. Во второй раз все кажется куда хуже. Пресыщение вредит удовольствию.

                              Когда путь неясен, держись людей мудрых и осторожных — рано или поздно они находят удачный выход.

                                В двадцать лет царит чувство, в тридцать — талант, в сорок — разум.

                                  Ежели глупо после сорока взывать к Гиппократу о здоровье, глупей того — взывать к Сенеке о благоразумии.

                                    Усердием посредственность достигает большего, чем одаренность без усердия. Слава покупается ценой труда; что легко дается, невысоко це­нится.

                                      За легкое дело берись как за трудное, а за трудное — как за легкое. В первом случае, дабы уверенность не перешла в беспечность; во втором, неуверенность — в робость. Вернейший путь не свершить дело — заранее считать его свершенным.

                                        Страсть окрашивает в свои цвета всё, до чего коснется, — ненавидя, как и любя; главное для неё — произвести впечатление.

                                          Порицание за неуспех всегда заглушит похвалу за усердие.

                                            Иной сделает, а потом думает — как будто не удачи ищет, а оправданий.

                                              Каждый мог бы в чем-то достигнуть больших высот, кабы знал свои преимущества. Большинство людей насилуют свою натуру и потому ни в чем не достигают превосходства. Легкий успех льстит страстям, но время приносит запоздалое разочарование.

                                                Нет человека, у которого главное достоинство противовесом не имело бы недостаток, и, ежели тому способствуют склонности, недостаток этот убирает власть тираническую.

                                                  Распространяясь только вширь, не выйдешь за пределы посредствен­ности. Беда людей универсальных в том, что, желая познать всё, они толком не знают ничего.

                                                  Советую прочитать:  Джами, Абдурахман Иур ад-дин ибн Ахмад

                                                    Не быть чересчур разумным — лучше быть благоразумным. Больше знать, чем положено, значит выделяться утонченностью, а где тонко, там рвется, надежнее общепринятое.

                                                      Не осуждай один то, что нравится всем. Видно, в этом есть что-то хорошее, раз всем любезно и, хоть объяснить этого нельзя, все наслажда­ются. Необычное суждение неприятно, а коль ошибочно — смешно; оно скорее осрамит недалекий твой ум, нежели предмет; останешься один со своим дурным вкусом.

                                                        В наш век — в диковинку человек.

                                                          Дорога, по которой идет большинство, сомнительна.

                                                            Чем старше человек, тем больше он — человек.

                                                              Есть смысл оказывать заранее как услугу то, что потом будет выгля­деть как награда.

                                                                Слух — черный ход для правды и парадный для лжи.

                                                                  Зрители видят больше, нежели игрок.

                                                                    Природа похитила у рассудка всё то, чем одарила талант.

                                                                      Не всякое продолжение есть развитие.

                                                                        Чем красота является для глаз, а благозвучие для ушей, тем для ума является остроумие.

                                                                          Иные пользуются шуткой как удобной лазейкой, ибо к неким вещам надлежит относиться шутливо, даже если кто-то принимает их всерьез. Подобное спокойствие духа — приманка для сердец.

                                                                            К чему знания, если они не жизненны? В наще время знание жизни -оно-то и есть подлинное знание.


                                                                              Новые статьи: