Чжу Си (по прозвищу Юаньхуэй)

Китайский философ

Родился: 1130 г. Умер: 1200 г.

ДОМИНАНТА ОРИГИНАЛЬНОСТИ:

  • Не варите песок в надежде получить кашу.
  • Есть только две вещи — понимание высшего принципа и осуществление его в жизни.
  • Знание сначала, действие потом.

Мысли

Умереть от голода — это сущий пустяк, а нарушение долга — дело огромной важности.

Когда в сердце не останется ни одного дела, это и есть почтительность.

Все дела под небом имеют основу только в сердце… Среди всех дел под небом, бесчисленных количеств изменений, не имеющих конца, нет ни одного, которое не имело бы основы в сердце правителя людей, и это само собой разумеющаяся истина. Поэтому, когда сердце правителя пра­вильно, под небом не происходит ни одного дела, которое было бы непра­вильно; если же сердце правителя неправильно, под небом нет ни одного дела, которое было бы правильным.

Возможно, спросят: у человека и предметов природы один источник, почему же они имеют различие? Отвечаю: природа человека, можно ска­зать, и светлая, и темная; природе же вещей свойственно стремление к скрытности. Темное можно сделать светлым, но то, что уже имеет стрем­ление к скрытности, нельзя сделать понятным, явным.

    Спрашивают о различии четырех вещей: неба и судьбы, природы и разума-закона. О небе говорят как о природе, о естественном. Судьба-это течение и движение неба, но иногда люди говорят о ней как о чем-то таком, что небо дарует вещам. Природа вещей — это именно то, что прида ет формы всему сущему. Разум-закон — это то, чем обладает все сущее Говоря о всех этих четырех вещах вместе, можно сказать, что небо и есть разум-закон, а судьба и есть природа вещей. Так ли это? Отвечаю: конечно.
    Сердце — это главный министр тела, желания исходят от сердца, чувства вызываются движением сердца; воля — это предел сердца, она важнее, чем желания и чувства.

    Жэнь, справедливость, правила ли, мудрость — основа природы чело века. Сочувствие, ненависть, различение правды и неправды — это чувст­ва. Любить, проявляя жэнь, судить о чем-то, соблюдая справедливость, быть уступчивым, следуя правилам ли, познавать, обладая мудростью, — в этом основа сердца. Природа человека — это разум-закон сердца; чувст­ва — это движение природы человека; сердце — владыка природы челове­ка и его чувств.

    Советую прочитать:  АЛЬ-ФАРАБИ Абу-Наср Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан Ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки

    Для чего нужно постигать суть вещей и приобретать знания? Именно, для того, чтобы не было ничего не изученного, не познанного. Постиже­ние сути вещей и приобретение знания — это способ, которым можно из­менять природу сердца и совершенствовать тело. Ничто не мешает рас­пространить этот способ на упорядочение семьи, управление страной, уми­ротворение Поднебесной, проникновение в природу.

    Разум-закон изучают из желания познать, почему события и вещи таковы и что делает их естественными, и только. Знать, почему вещь тако­ва, — значит не вводить в заблуждение свою волю. Если знаешь, что дела­ет вещи естественными, то поступки не будут неправильными.

    Если говорить о том, как много нужно знать, то не лучше ли знать главное? Зная главное, не лучше ли претворять эти знания в поступки?

    Усердие мудреца обращено лишь на две вещи: на проявление почти­тельности и исчерпывающее изучение разума-закона. Эти две вещи поспе­шествуют друг другу. Если будешь исчерпывающе изучать разум-закон, то это будет способствовать проявлению почтительности. Если будешь следовать почтительности, то будешь усердным в исчерпывающем изуче­нии разума-закона. Это подобно двум ногам человека: когда движется левая нога, правая нога стоит; когда движется правая нога, левая нога стоит.

    Еще не было дела, но уже существовал его высший принцип. Напри мер, не было правителей и слуг, но уже заранее существовал высший принцип для правителя и слуг.

    Все говорят, что темное и светлое начало — два, конца, но и само темное начало делится на темное и светлое, а светлое начало также содержит в себе темное и светлое начала.

    Если человек говорит: «Это предопределено», идет и становится под отвесную стену, и стена падает и придавливает его, то это нельзя отнести только за счет судьбы. В человеческих делах, когда человек сделал все, что было в его силах, можно говорить о судьбе.

    Советую прочитать:  Иоганн Готлиб Фихте

    КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ВЗГЛЯДОВ Чжу Си

    «Ли» — закон-разум: бестелесное начало, составляющее основу рождения вещей; одновременно это принцип, норма поведения, высшее установление.

    «Ци» — телесная истоковость, представляющая собой воплощение рождающихся вещей. «Ци» распадается на пять стихий: дерево, огонь,металл, воду, землю. .

    «Тайцзи»- «великий предел». Он предшествует «Ли» и «Ци» , но сущес твует наряду с ними. Его можно постичь только интуицией.

    «Жень» — человеколюбие, гуманность.

    «И» — долг.

    «Чжи» — мудрость.


    Похожие статьи: