Чжу Си (по прозвищу Юаньхуэй)
Китайский философ
Родился: 1130 г. Умер: 1200 г.
ДОМИНАНТА ОРИГИНАЛЬНОСТИ:
- Не варите песок в надежде получить кашу.
- Есть только две вещи — понимание высшего принципа и осуществление его в жизни.
- Знание сначала, действие потом.
Мысли
Умереть от голода — это сущий пустяк, а нарушение долга — дело огромной важности.
Когда в сердце не останется ни одного дела, это и есть почтительность.
Все дела под небом имеют основу только в сердце… Среди всех дел под небом, бесчисленных количеств изменений, не имеющих конца, нет ни одного, которое не имело бы основы в сердце правителя людей, и это само собой разумеющаяся истина. Поэтому, когда сердце правителя правильно, под небом не происходит ни одного дела, которое было бы неправильно; если же сердце правителя неправильно, под небом нет ни одного дела, которое было бы правильным.
Возможно, спросят: у человека и предметов природы один источник, почему же они имеют различие? Отвечаю: природа человека, можно сказать, и светлая, и темная; природе же вещей свойственно стремление к скрытности. Темное можно сделать светлым, но то, что уже имеет стремление к скрытности, нельзя сделать понятным, явным.
Жэнь, справедливость, правила ли, мудрость — основа природы чело века. Сочувствие, ненависть, различение правды и неправды — это чувства. Любить, проявляя жэнь, судить о чем-то, соблюдая справедливость, быть уступчивым, следуя правилам ли, познавать, обладая мудростью, — в этом основа сердца. Природа человека — это разум-закон сердца; чувства — это движение природы человека; сердце — владыка природы человека и его чувств.
Для чего нужно постигать суть вещей и приобретать знания? Именно, для того, чтобы не было ничего не изученного, не познанного. Постижение сути вещей и приобретение знания — это способ, которым можно изменять природу сердца и совершенствовать тело. Ничто не мешает распространить этот способ на упорядочение семьи, управление страной, умиротворение Поднебесной, проникновение в природу.
Разум-закон изучают из желания познать, почему события и вещи таковы и что делает их естественными, и только. Знать, почему вещь такова, — значит не вводить в заблуждение свою волю. Если знаешь, что делает вещи естественными, то поступки не будут неправильными.
Если говорить о том, как много нужно знать, то не лучше ли знать главное? Зная главное, не лучше ли претворять эти знания в поступки?
Усердие мудреца обращено лишь на две вещи: на проявление почтительности и исчерпывающее изучение разума-закона. Эти две вещи поспешествуют друг другу. Если будешь исчерпывающе изучать разум-закон, то это будет способствовать проявлению почтительности. Если будешь следовать почтительности, то будешь усердным в исчерпывающем изучении разума-закона. Это подобно двум ногам человека: когда движется левая нога, правая нога стоит; когда движется правая нога, левая нога стоит.
Еще не было дела, но уже существовал его высший принцип. Напри мер, не было правителей и слуг, но уже заранее существовал высший принцип для правителя и слуг.
Все говорят, что темное и светлое начало — два, конца, но и само темное начало делится на темное и светлое, а светлое начало также содержит в себе темное и светлое начала.
Если человек говорит: «Это предопределено», идет и становится под отвесную стену, и стена падает и придавливает его, то это нельзя отнести только за счет судьбы. В человеческих делах, когда человек сделал все, что было в его силах, можно говорить о судьбе.
КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ВЗГЛЯДОВ Чжу Си
«Ли» — закон-разум: бестелесное начало, составляющее основу рождения вещей; одновременно это принцип, норма поведения, высшее установление.
«Ци» — телесная истоковость, представляющая собой воплощение рождающихся вещей. «Ци» распадается на пять стихий: дерево, огонь,металл, воду, землю. .
«Тайцзи»- «великий предел». Он предшествует «Ли» и «Ци» , но сущес твует наряду с ними. Его можно постичь только интуицией.
«Жень» — человеколюбие, гуманность.
«И» — долг.
«Чжи» — мудрость.